«Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм.»
К. С. Малевич
В начале ХХ века в связи с затянувшимся кризисом «классики» искусство находилось в непрерывном поиске новых, оригинальных форм отображения чувств и эмоций. Одной из таких форм стал кубизм. Кубисты попытались пересмотреть все принципы и методы, созданные художниками ранее.
Кубизм зародился в первой четверти XX века во Франции и в основном проявился в живописи. Художники-кубисты отказались от перспективы — классической техники изображения объемных тел на плоском полотне, при которой стараются воспроизвести кажущееся уменьшение отдаленных объектов, свойственное реальности. Вместо этого приверженцы кубизма представляли пространство и все объекты внутри него как сумму плоскостей. Реальные фигуры при этом изображались в виде некоего «каркаса».
Можно ли так представить, например, живое существо? С точки зрения кубистов — да! На их полотнах объекты и персонажи представляют собой соединение отдельных геометрических фрагментов: кубов, овалов, треугольников и так далее. Только так, по мнению кубистов, можно было постичь суть изображаемых людей и предметов: разбивая их на части и анализируя.
Некоторые искусствоведы считают предшественником, даже отцом кубизма постимпрессиониста Поля Сезанна. Они называют периодом «сезанновского кубизма» конец XIX — начало ХХ века, когда художник написал «Гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе». На этих картинах действительно можно заметить игру с цветовыми плоскостями и некоторую мозаичность. Кроме того, именно Сезанн рекомендовал молодому испанцу Пабло Пикассо рассматривать натуру как единство, состоящее из множества геометрических форм.
Первой картиной в жанре кубизма принято считать «Авиньонских девиц» Пикассо, а временем зарождения этого нового стиля — 1906–1907 годы, когда Пикассо начал экспериментировать с геометрией, изображая объекты реальности в виде соединения абстрактных фигур. Предположительно, на эту идею его натолкнуло увлечение традиционной африканской культурой.
Окончательно сформироваться новому стилю помогло знакомство Пикассо с художником Жоржем Браком. Позже к двум соавторам присоединились и другие единомышленники.
Слово «кубизм», как водится, появилось случайно: в 1908 году критик Луи Воссель назвал картины Брака и Пикассо «кубическими причудами», и этот термин прижился.
«Цель не в воспроизведении повествовательного факта, а в произведении акта живописного. Сюжет не является объектом» (Ж. Брак)
Художники-кубисты — Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис — постепенно продвигались в своих экспериментах все дальше. На ранних картинах кубистов связь с действительностью еще не утрачена: на них вполне возможно разглядеть предметы и лица сквозь геометрические формы.
«Кубизм есть только новый способ представления вещей» (Х. Грис)
По мере развития стиля росла и степень «кубичности» объектов и фигур: они всё меньше напоминали реальные прототипы. Грань между пространством и формой практически исчезла. Даже цветовую палитру кубисты стали использовать бледную, приглушенную — чтобы зритель, созерцая картину, не отвлекался от познания сути вещей через форму. Этот период называют аналитическим кубизмом.
На этом, однако, история развития кубизма не закончилась: творцы продолжали свои игры с объемом и формой, окончательно отдаляясь от традиционного изобразительного искусства. Пикассо и его соратники наклеивали на холсты куски газет и вырезанные из бумаги фигуры, спички и другие мелкие предметы, пытаясь создавать из них некие целостные образы, вызывающие определенное впечатление у зрителя.
Но вскоре они прекратили подобные опыты. Художники пришли к выводу, что истинному мастеру все эти дополнения ни к чему, достаточно лишь красок и кистей. И хотя в 1920-е годы начался постепенный закат кубизма, его влияние ощущалось в живописи еще долгие годы.
«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (П. Пикассо)
В России кубизм как самостоятельный стиль не получил распространения, однако существовал как переходная стадия к другим новаторским течениям в живописи, в частности к кубофутуризму. Элементы кубизма обнаруживаются на картинах Н. И. Альтмана (1889–1970), А. В. Лентулова (1882–1943), Р. Р. Фалька (1886–1958).
В некотором смысле близок кубизму советский конструктивизм в архитектуре, предполагавший использование строгих геометрических функциональных схем и полный отказ от украшательства.