Кубизм: приоритет формы

«Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм.»
К. С. Малевич

В начале ХХ века в связи с затянувшимся кризисом «классики» искусство находилось в непрерывном поиске новых, оригинальных форм отображения чувств и эмоций. Одной из таких форм стал кубизм. Кубисты попытались пересмотреть все принципы и методы, созданные художниками ранее.

Манипуляции с геометрией

Кубизм зародился в первой четверти XX века во Франции и в основном проявился в живописи. Художники-кубисты отказались от перспективы — классической техники изображения объемных тел на плоском полотне, при которой стараются воспроизвести кажущееся уменьшение отдаленных объектов, свойственное реальности. Вместо этого приверженцы кубизма представляли пространство и все объекты внутри него как сумму плоскостей. Реальные фигуры при этом изображались в виде некоего «каркаса».

Можно ли так представить, например, живое существо? С точки зрения кубистов — да! На их полотнах объекты и персонажи представляют собой соединение отдельных геометрических фрагментов: кубов, овалов, треугольников и так далее. Только так, по мнению кубистов, можно было постичь суть изображаемых людей и предметов: разбивая их на части и анализируя.

Некоторые искусствоведы считают предшественником, даже отцом кубизма постимпрессиониста Поля Сезанна. Они называют периодом «сезанновского кубизма» конец XIX — начало ХХ века, когда художник написал «Гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе». На этих картинах действительно можно заметить игру с цветовыми плоскостями и некоторую мозаичность. Кроме того, именно Сезанн рекомендовал молодому испанцу Пабло Пикассо рассматривать натуру как единство, состоящее из множества геометрических форм.

Поль Сезанн «Горы в Провансе» (ок. 1890)
Поль Сезанн «Горы в Провансе» (ок. 1890). В этой картине ряд искусствоведов находят зачатки кубизма

«Кубические причуды»

Первой картиной в жанре кубизма принято считать «Авиньонских девиц» Пикассо, а временем зарождения этого нового стиля — 1906–1907 годы, когда Пикассо начал экспериментировать с геометрией, изображая объекты реальности в виде соединения абстрактных фигур. Предположительно, на эту идею его натолкнуло увлечение традиционной африканской культурой.

Окончательно сформироваться новому стилю помогло знакомство Пикассо с художником Жоржем Браком. Позже к двум соавторам присоединились и другие единомышленники.

Слово «кубизм», как водится, появилось случайно: в 1908 году критик Луи Воссель назвал картины Брака и Пикассо «кубическими причудами», и этот термин прижился.

«Цель не в воспроизведении повествовательного факта, а в произведении акта живописного. Сюжет не является объектом» (Ж. Брак)

Аналитический и синтетический кубизм:1909–1914 годы

Художники-кубисты — Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис — постепенно продвигались в своих экспериментах все дальше. На ранних картинах кубистов связь с действительностью еще не утрачена: на них вполне возможно разглядеть предметы и лица сквозь геометрические формы.

Хуан Грис «Портрет Пабло Пикассо»
Хуан Грис «Портрет Пабло Пикассо» (1912). Именно Пикассо считают отцом кубизма
Хуан Грис «Жалюзи»
Хуан Грис «Жалюзи» (1914). Образец «синтетического» кубизма
«Кубизм есть только новый способ представления вещей» (Х. Грис)

По мере развития стиля росла и степень «кубичности» объектов и фигур: они всё меньше напоминали реальные прототипы. Грань между пространством и формой практически исчезла. Даже цветовую палитру кубисты стали использовать бледную, приглушенную — чтобы зритель, созерцая картину, не отвлекался от познания сути вещей через форму. Этот период называют аналитическим кубизмом.

На этом, однако, история развития кубизма не закончилась: творцы продолжали свои игры с объемом и формой, окончательно отдаляясь от традиционного изобразительного искусства. Пикассо и его соратники наклеивали на холсты куски газет и вырезанные из бумаги фигуры, спички и другие мелкие предметы, пытаясь создавать из них некие целостные образы, вызывающие определенное впечатление у зрителя.

Но вскоре они прекратили подобные опыты. Художники пришли к выводу, что истинному мастеру все эти дополнения ни к чему, достаточно лишь красок и кистей. И хотя в 1920-е годы начался постепенный закат кубизма, его влияние ощущалось в живописи еще долгие годы.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (П. Пикассо)

Русский кубизм

В России кубизм как самостоятельный стиль не получил распространения, однако существовал как переходная стадия к другим новаторским течениям в живописи, в частности к кубофутуризму. Элементы кубизма обнаруживаются на картинах Н. И. Альтмана (1889–1970), А. В. Лентулова (1882–1943), Р. Р. Фалька (1886–1958).

В некотором смысле близок кубизму советский конструктивизм в архитектуре, предполагавший использование строгих геометрических функциональных схем и полный отказ от украшательства.




Поделиться ссылкой