«Братство прерафаэлитов» (1848 — около 1853)

В 1848 году семь английских художников, поэтов и критиков объединились в «братство» ради возвращения изобразительного искусства к ценностям раннего Возрождения, к тем временам, когда еще не было Рафаэля и Микеланджело. Подражая итальянскому искусству XV века, кватроченто, они создали собственный стиль — изысканную, утонченную, благородную живопись, насыщенную символами и метафорами.

Они называли себя «братство прерафаэлитов» (PRB), ибо полагали, что искусство утратило верное направление именно во времена Рафаэля, в конце XV — начале XVI века. Идеи прерафаэлитов были реакцией на академические правила, которые они считали глупыми, претенциозными и косными. Представители академизма настаивали, что идеалом, которому неукоснительно должны следовать все мастера современности, являются Высокое Возрождение и маньеризм.

Студенты годами учились копировать работы художников Высокого Возрождения. Прерафаэлиты утверждали, что академический стиль, представлявший собой синтез неоклассицизма и романтизма, превратил творчество в непрерывное воспроизведение надуманных фальшивых образов. Сами они стремились возродить идеалы художников итальянского Средневековья, их непосредственность и искренность. На самом деле прерафаэлиты имели весьма смутное представление о раннем периоде итальянского искусства, но были твердо убеждены, что именно в творчестве Рафаэля впервые появились пышность и излишества, свойственные академизму. Итак, они выступили против академической традиции, заявляя, что будут изображать «подлинную природу», то есть полностью отказываются от идеализма в пользу точных деталей, сложной композиции и ярких красок.

Основатели

Создателями «братства» были поэт и художник Данте Габриэль Россетти (1828-1882), художники Джон Эверетт Милле (1829-1896), Джеймс Коллинсон (1825-1881) и Уильям Холман Хант (1827-1910), скульптор и поэт Томас Вулнер (1825-1892), писатели и художественные критики Уильям Майкл Россетти (1829-1919) и Фредерик Джордж Стивенс (1828-1907). Все они были молоды, но, несмотря на юный возраст — от 19 до 23 лет, — страстно критиковали как индустриализацию, охватившую Англию, так и ограниченность взглядов представителей академизма. Как ни сложно сейчас представить, но их работы вызвали массу споров и критики, и прерафаэлитов можно, пожалуй, считать первыми настоящими авангардистами, решительно отвергшими официальное искусство. Идея назвать сообщество художников братством и держать его создание в тайне от Королевской Академии художеств принадлежала Россетти. Сначала они просто подписывали свои работы аббревиатурой PRB, и никто не подозревал, что скрывается за таинственной надписью, — публике было известно лишь, что это некое тайное общество, что само по себе вызывало подозрения.

Данте Габриэль Россетти
Данте Габриэль Россетти
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Уильям Холман Хант
Уильям Холман Хант

Положительное и отрицательное влияние

 Джон Раскин
Джон Раскин

Прерафаэлиты придавали особое значение точности, почти фотографической, каждой детали — все изображение должно быть «в фокусе». Аллегории и символы, встречающиеся в живописных произведениях, навеяны как средневековыми легендами, так и поэзией Теннисона, Браунинга, Китса и Шекспира. Прерафаэлиты считали стиль сэра Джошуа Рейнольдса, основателя Королевской Академии художеств, неряшливым и фальшивым и даже прозвали его «сэр Слошуа» (Slosh — шлепать по грязи). Но теории художественного критика Джона Раскина (1819-1900) вызывали их восхищение, а тот, в свою очередь, высоко ценил работы прерафаэлитов и писал статьи в «Таймс» в защиту их творчества. В 1851 году он опубликовал памфлет под названием «Прерафаэлизм», в котором подробно разъяснил суть воззрений молодых художников.

«Концепция, мальчик мой, фундаментальная работа ума, — вот что составляет различия в художественных стилях» Данте Габриэль Россетти

Отвергая традиции

Прерафаэлиты подходили к делу исключительно серьезно: они заявили, что объектом живописи должны быть значительные жизненные явления, изображенные с предельно возможным реализмом, самыми яркими и чистыми красками. Они протестовали против шаблонных, десятилетиями не менявшихся методик, которым следовали выпускники художественных академий. Журнал «Начала», пропагандировавший идеи прерафаэлизма, вызвал даже больше нападок, чем само творчество молодых художников, особенно со стороны Чарлза Диккенса (1812-1870). За пять лет существования «братства» расхождения в подходах Россетти, Ханта и Милле стали гораздо заметнее. Хант и Милле стремились к большему реализму, но работы Ханта носили более моралистический характер. Милле со временем был признан широкой публикой. А вот работы Россетти, вдохновленные литературой, с течением времени приобретают почти мистический вид. С 1850 года, после особенно острого конфликта с Милле, члены группы перестали подписывать свои работы PRB, а Коллисон разорвал отношения с «братством». Вскоре общество прекратило существование, хотя еще многие годы спустя художники, испытавшие на себе влияние прерафаэлизма, продолжали работать в похожем стиле. Среди тех, кто не расстался с идеями прерафаэлитов, Эдвард Берн-Джонс (1833-1898), Уолтер Хоуэлл Деверелл (1827-1854), Форд Мэдокс Браун (1821-1893), Артур Хьюз (1832-1915), Симеон Соломон (1840-1905), Генри Уоллис (1830-1916) и Чарльз Олстон Коллинз (1828-1873). Творчество нового поколения художников часто называют вторым этапом движения прерафаэлитов.

Чарлз Диккенс
Чарлз Диккенс

«Светоч мира»

Одна из самых аллегорических работ прерафаэлитов. Иисус стучится в дверь, которая закрыта давным-давно и вся заросла ежевикой. Это символ человеческой души: Иисус хочет войти, но его не впускают. Вокруг начертаны Его слова из «Откровения Иоанна Богослова»: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». У двери нет ручки, ее можно открыть только изнутри — аллегория, как поясняет Хант, «упрямо закрытого сознания». Лампа с семью гранями означает семь церквей, упомянутых в Апокалипсисе. Картина написана в полутемной мастерской, при свете свечей, и здесь, как во всех работах прерафаэлитов, тщательно выписаны мельчайшие детали.

«Светоч мира», Уильям Холман Хант, 1853–1854, холст, масло, дерево
«Светоч мира», Уильям Холман Хант, 1853–1854, холст, масло, дерево

Техника белой штукатурки

В поисках чистых оттенков прерафаэлиты использовали технику, напоминающую ренессансные фрески. В технике фрески краска наносится на сырую белую штукатурку. Прерафаэлиты накладывали два слоя белил на холст и, пока белая грунтовка не высохла, начинали работать над картиной. Никому из прочих художников XIX века не удавалось добиться такого живого, ослепительно яркого цвета.




Поделиться ссылкой