«Каролингское возрождение» и его черты

«Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству.»
К. С. Станиславский

Период правления династии Каролингов иногда именуют «Каролингским возрождением». С особенностями архитектуры этого времени вы уже знакомы. Но при чем тут термин «возрождение», ведь мы хорошо знаем, что оно наступило после окончания Средневековья? Или это какое-то другое возрождение?

Возрождение... И еще одно возрождение

Прежде всего, давайте постараемся избежать возможной путаницы в понятиях и терминах. Для большинства из нас термин «возрождение» (или «ренессанс») обозначает эпоху, которая в Европе пришла на смену Средневековью приблизительно ко второй половине XV столетия (в Италии — раньше). Для этого периода характерно возрождение интереса к античной культуре и искусству (отсюда и название), восхищение красотой и возможностями человека — как самого прекрасного божьего создания. Считается, что одним из первых термин «Возрождение» использовал итальянский художник, писатель, гуманист Джорджо Вазари (1511-1574).

Жан-Жак Ампер. Фото ок. 1870-х гг.
Жан-Жак Ампер. Фото ок. 1870-х гг.

В искусствоведческой науке это слово начали активно употреблять в XIX столетии. В частности, в научный обиход его ввел историк и писатель Жюль Мишле (1798-1874). В то время многие исследователи рассматривали Средневековье как мрачный, беспросветный период, заполненный войнами, эпидемиями и террором инквизиции; Возрождение же представлялось им как долгожданный расцвет культуры, свободомыслия, философии. Но некоторые ученые заявляли: не следует недооценивать культурное значение Средневековья, так как в этот период тоже совершались значимые открытия, создавались великолепные произведения искусства... То есть не стоит противопоставлять одну эпоху другой. Они просто разные. И в 1830-х годах французский историк Жан-Жак Ампер заявил, что некоторые культурные достижения, относящиеся к временам правления Каролингов, вполне сравнимы с теми, что совершали титаны европейского ренессанса в XV-XVI веках. Именно Ампер начал использовать словосочетание «Каролингское возрождение». Правда, не все с ним соглашались, но термин прижился и вошел в научный обиход.

Чем же прославились Карл Великий и его родственники на поприще культуры и искусства?

Скульптурные портреты

Уточним: словосочетание «Каролингское возрождение» относится не ко всему двухсотлетнему периоду правления Каролингов, а прежде всего к самому Карлу Великому (ок. 747-814) и двум его потомкам — Людовику Благочестивому и Карлу Лысому. Хотя, конечно, заданный Карлом Великим высокий уровень развития культуры и науки так или иначе поддерживали практически все его наследники. О значимости правления Карла и о масштабности его самого как личности говорит хотя бы тот факт, что слово «король», по самой популярной версии, произошло от имени этого правителя. К моменту своей смерти Карл владел практически всей территорией современной Европы!

«Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия по справедливости могут быть названы цветом цивилизованной жизни» (Герберт Спенсер)

Карла Великого описывают как могучего неутомимого воина (эксгумация останков короля показала, что он был почти двухметрового роста — по тем временам более чем внушительно!), любителя наук и искусств. Правда, систематического образования он не получал и, видимо, был скорее самоучкой: современники писали, что Карл предпочитал слушать книги, а не читать их, и писал с большим трудом. При этом свободно говорил по-латыни и по-гречески, хорошо разбирался в астрономии, был красноречив и сведущ в самых разных сферах знания. Правитель заботился об открытии школ, библиотек, покровительствовал монастырям, очень уважал ученых.

Вид на ансамбль кафедрального собора в Ахене
Вид на ансамбль кафедрального собора в Ахене. В центре виден восьмигранный приземистый купол капеллы Карла Великого

Огромные масштабы империи способствовали знакомству Каролингов с культурными достижениями соседей (в основном Византии). Видимо, в этом одна из причин того, что в годы «Каролингского возрождения» к довольно строгим и грубоватым канонам искусства франков примешиваются яркие краски «государства ромеев»...

В Лувре хранится небольшая бронзовая статуэтка, изображающая восседающего на коне правителя. Исследователи датируют ее IX веком и утверждают, что это скульптурный портрет Карла Великого. Правда, в последнее время появились и другие, альтернативные версии: например, высказываются предположения, что это Карл Лысый, внук великого правителя. Можно также встретить мнение, что статуэтка изготовлена значительно позднее — едва ли не в 1600 году. Но все же по своему стилю, по характеру, по технике исполнения это произведение относится скорее все-таки к эпохе Каролингов. Довольно простые формы, несколько скованная и статичная поза всадника, недетализированная проработка лица. Это не столько портрет конкретного человека, сколько олицетворение могучего правителя, уверенного, властного и бескомпромиссного. О том, что это, скорее всего, именно Карл Великий, говорят детали облика, вполне сопоставимые с прижизненными описаниями правителя франков: высокий рост (ступни всадника свисают едва ли не на уровень колен лошади), широкие плечи, короткая шея, пышные усы и коротко подстриженная борода. Безымянный создатель скульптуры явно ориентировался на римские образцы: несмотря на довольно грубое исполнение, изображение Карла чем-то напоминает, например, конные статуи знаменитого императора Марка Аврелия.

Своды капеллы Карла Великого в Ахене
Своды капеллы Карла Великого в Ахене

По манере исполнения к изображению Карла близка фигура святой Веры, ныне хранящаяся в церкви Сен-Фуа во французском Конке. Это изображение представляет собой реликварий: в нем хранится частичка мощей. образ святой решен в характерном для раннего Средневековья духе: застывшая поза (она сидит на троне, протянув вперед руки), легкая диспропорция (большая голова, короткие руки и ноги), напряженный взгляд в пространство. Но — что удивительно — такая трактовка придает изображению особую выразительную притягательность. Судя по всему, реликварий служил не только для хранения святынь: одежда и головной убор Веры буквально усыпаны драгоценными камнями. Видимо, на протяжении нескольких веков фигурку украшали все новыми и новыми подношениями.

«Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды» (И. В. Гёте)

Священное писание: для грамотных и неграмотных

В оформлении храмов при создании иллюстраций к Священному Писанию широко использовались фреска и мозаика. Очень красивые и динамичные мозаики, создававшиеся под явным влиянием Византии, сохранились в «каролингских» храмах в Жерминьи де Пре, в церкви Святого Иоанна в Мюнстере, в церкви Сен-Жермен в Оксере.

К сожалению, до нас не дошли дворцы Карла Великого (в частности, дворцовый комплекс в Ингельсгейме), но, если верить описаниям современников, их залы нередко украшали мозаичные полотна, иллюстрировавшие легенды о знаменитых полководцах и героях древности — Ганнибале, Александре Македонском, Юлии Цезаре.

Настоящий расцвет в государстве Каролингов переживает рукописная книга. Интересно, что в это время во множестве изготавливаются не только богослужебные манускрипты, но и творения античных мастеров. В иллюстрациях уже явно намечаются отличия от «книг Меровингов»: появляется больше сюжетных картинок и меньше чисто орнаментальных композиций, художники становятся более уверенными в изображении человеческих фигур, а сами фигуры — уже более объемны, правильны и динамичны.

Старейшей дошедшей до нас книгой, созданной мастерами «придворной школы Карла Великого», историки считают «Евангелие Годескалька», относя его к 780-м годам. Годескальк — имя монаха, переписывавшего книгу; обычно до нас крайне редко доходят имена тех, кто работал в средневековых скрипториях. Но этот манускрипт изготавливался для самого Карла и его жены Хильдегарды, поэтому, видимо, история сохранила о нем довольно обширные сведения. Манускрипт выглядит очень торжественно и празднично: пергамент подкрашен пурпурной краской, а иллюстрации ярки и многоцветны.

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине» (Иммануил Кант)

К числу лучших творений «книжных мастеров» государства Каролингов относится так называемый «Золотой кодекс из Лорша», или «Лоршские евангелия» — иллюминированная рукописная книга, созданная на рубеже VIII—IX веков. Свое условное название кодекс получил благодаря обильному использованию золотой краски в оформлении. Создавался он, предположительно, в Лоршском монастыре, который при Карле Великом становится одним из главных центров культуры и «книжного учения». От самого монастыря, к сожалению, осталась ныне только надвратная часовня с частью ворот.

Характерными особенностями «Золотого кодекса из Лорша» являются яркие краски миниатюр и орнаментов (сохранности способствует высокое качество пергамента, на котором написана книга), четкая структурированность текста, очень аккуратное и грамотное исполнение. Текст написан так называемым каролингским минускулом. Минускул (от лат. minusculus — «маленький») — это алфавитное письмо из строчных букв, в отличие от маюскульного, состоящего из прописных. Минускульное письмо возникло в латинской письменности во II веке, при Каролингах же достигло своего расцвета. Этот шрифт очень прост, четок и в то же время декоративен.

Золотой кодекс из Лорша
К сожалению, «Золотой кодекс из Лорша» в XVII веке, во время Тридцатилетней войны, серьезно пострадал: его попросту разорвали на части и распродали их по отдельности. Ныне части кодекса находятся в Ватиканской библиотеке, в румынской библиотеке Батьяни, в лондонском Музее Виктории и Альберта

Примером творчества мастеров Реймсской художественной школы, весьма известной и уважаемой в государстве Каролингов, может служить «Евангелие Эббона», названное так по имени архиепископа — заказчика рукописи и созданное в 820-х годах. Предположительно, работали над ним мастера аббатства Сен-Пьер. Миниатюры этой книги отличаются несколько резким, нервным исполнением, довольно жесткими линиями и очень индивидуальной трактовкой образов святых и евангелистов. Ныне этот шедевр средневекового книжного искусства хранится в библиотеке Эперне (Франция).

Большого мастерства достигли резчики времен «Каролингского возрождения», создававшие, например, оклады для священных книг из слоновой кости, каменные рельефы и капители.

Изображение Спасителя. «Золотой кодекс из Лорша»
Изображение Спасителя. «Золотой кодекс из Лорша»



Поделиться ссылкой