«Стиль Меровингов» в искусстве

«Всякое искусство есть подражание природе.»
Сенека

Декоративно-прикладное искусство времен Меровингов представлено в музеях и хранилищах достаточно широко. До наших дней дошли образцы резьбы по камню, церковной утвари, драгоценностей, оружия, деталей одежды и упряжи — таких, например, как пряжки и застежки. Особая история — богослужебные книги. «Меровингских манускриптов» сохранилось не так много, но эти образцы красивы и самобытны.

Львы, орлы и пчелы

В орнаментах Меровингов — будь то узор, украшающий застежку-фибулу, или обрамление книжной страницы — практически неизменно присутствуют черты так называемого звериного стиля. Такое пристрастие к изображению стилизованных фигурок зверей и птиц, характерное не только для франкских мастеров раннего Средневековья, часто объясняют пережитками древнего тотемизма — веры в родство племени с каким-либо животным или даже растением. С развитием христианства, конечно же, эти черты в искусстве отходили на второй план, но не исчезали полностью. Изображения животных и растений просто утратили свое сакральное значение и превратились в элемент декора, вполне органично соединившись с христианской (а также позднеантичной) символикой. Например, в резных капителях колонн меровингских построек или на стенках саркофагов можно увидеть фигуры христианских святых, «оплетенные» растительным орнаментом. Человеческие фигуры представлены довольно наивно и схематично: приземистое тело, большая голова, угловатые конечности.

«Природу копировать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей» (И. Левитан)

При изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства франкские мастера любили использовать золото и прозрачные камни, обработанные в виде кабошонов. В этом случае камень не ограняется: ему придается овальная или круглая форма, уплощенная с одной стороны для удобства прикрепления к основе. Наиболее часто для украшения применяли красный гранат — альмандин: некоторые искусствоведы утверждают, что такой выбор объяснялся сходством гранатовых кабошонов с брызгами крови. Это напоминало воинственным франкам об их победах.

Для тех, кто пониже рангом, делались украшения из бронзы со вставками из цветного стекла или менее дорогих, нежели гранат, минералов. Также у франков были популярны янтарь, сердолик, некоторые дошедшие до нас изделия украшены вставками из лазурита и бирюзы.

Р. Лефевр. Наполеон в коронационном одеянии. 1812 г., музей Бостона
Р. Лефевр. Наполеон в коронационном одеянии. 1812 г., музей Бостона. На мантии императора видны вышитые золотые пчелы

Распространенным приемом при изготовлении украшений, пряжек, колец и крестов было создание золотой основы с многочисленными ячейками, которые «заполнялись» обработанными камнями или стеклянной пастой. Этот способ близок к уже известной вам перегородчатой эмали; но на землях франков чаще использовали не эмаль, а тонкие пластинки цветных минералов, которыми заполняли ячейки между перегородками. В результате этой сложной кропотливой работы поверхность изделия напоминала миниатюрный витраж: многоцветное блестящее поле, расчерченное тонкими прожилками металла.

Популярно было также чернение, применявшееся в основном для украшения серебряных изделий: в протравленные или прочеканенные в основе маленькие углубления вплавлялась, например, смесь меди, свинца, серы и серебра. Множество ювелирных изделий эпохи Меровингов хранится в таких музеях, как парижский Музей Средневековья («Музей Клюни»), Музей Уолтерс в Балтиморе.

Что же касается образов, то при изготовлении пряжек, застежек и других украшений мастера часто отдавали предпочтение орлам и другим хищным птицам, а также львам и грифонам. Многие украшения исполнены в виде павлина, цветка, встречаются броши в форме цикады или бабочки. Возможно, орел был «унаследован» варварами от римлян — как известно, изображения орлов в Риме служили своего рода легионными знаменами. Интересно, что у франков очень почиталась пчела — как символ трудолюбия, мудрости и бессмертия (ячейки сот у многих народов считались олицетворением мировой гармонии и совершенства). В 1653 году во время земляных работ у церкви Сен-Брис в Турне была обнаружена гробница франкского короля Хильдерика I. Помимо оружия и монет в захоронении было найдено множество маленьких золотых подвесок в форме пчел. Когда-то, видимо, они нашивались на парадный плащ правителя. Как видим, Наполеон, сделавший символом своей империи пчелу взамен королевской лилии, в сущности, не изобрел ничего нового...

Родоначальники

В средневековых хрониках встречаются упоминания о том, что Меровинги ведут свой род от древних троянцев: в частности, назывались имена героев легенд Приама или Энея. Более вероятным основателем династии является вождь франков Меровей, благодаря которому династия и получила свое название.

Яркие страницы

Начиная с эпохи раннего Средневековья и на протяжении многих столетий центрами образования и «книжной культуры» в Западной Европе оставались монастыри. Именно здесь изготавливались, переписывались и украшались многочисленные книги — в первую очередь, конечно, богослужебные. Но постепенно начинают появляться рукописи, содержащие своды законов, исторические хроники, сведения о происхождении знатных родов. Основными центрами изготовления книг при Меровингах были монастырь Люксёй, аббатства Корби и Сен-Дени.

«Великий дар от Человеколюбца, данный человеку, — книжное поучение. И насколько выше душа тела, настолько всех иных дарований превосходнее Священное Писание» (Святитель Игнатий Брянчанинов)

Еще в конце IV века Иероним Стридонский перевел на латинский язык Библию, и именно этот текст («Вульгата», или «Общепринятая Библия») стал «официальным» текстом Католической церкви, а латинский язык времен святого Иеронима — «священным языком Библии».

Страницы книг, создававшихся в государстве Меровингов, украшают в основном орнаменты, состоящие из стилизованных изображений растений, животных и птиц, а также из геометрических фигур. Эти изображения внешне очень напоминают только что рассмотренные нами меровингские ювелирные изделия: четкие силуэты, яркие цвета, прихотливое переплетение линий. Сюжетные иллюстрации и изображения людей встречаются редко, при этом человеческие фигуры на страницах рукописей переданы достаточно схематично и условно. Но зато заглавные буквы, инициалы, заставки представляют собой настоящие произведения искусства.

В качестве примера приведем так называемый «Сакраментарий Геласия». Сакраментариями (от лат. sacramentum — «таинство») принято называть богослужебные книги, которые использовались при совершении церковных таинств, в первую очередь — причастия. Создание «Геласиева сакраментария» долгое время связывали с именем папы Геласия I, жившего в V столетии, но вряд ли это возможно — сакраментарий написан и оформлен не ранее середины VII века (более ранняя «редакция»), но существует еще один вариант, относящийся к восьмому столетию. Скорее всего, книга просто отражает изменения в литургическом действе, произведенные по инициативе Геласия и закрепившиеся в богослужении.

хризма
В оформлении средневековых книг часто присутствует так называемая хризма: монограмма имени Спасителя, представляющая собой скрещенные буквы «X» и «Р»(две первые буквы имени Христа). Слева и справа от монограммы могут располагаться буквы «альфа» и «омега», напоминая о тексте Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, — говорит Господь»

В книге содержатся молитвы на разные случаи жизни — как монастырской, церковной, так и мирской — и описания проведения разнообразных таинств. Что же касается художественного оформления, то оно весьма богато. Основные цвета орнаментов — красный, синий, зеленый, желтый. Многие заглавные буквы составлены из зооморфных фигурок — например, буква «М» представляет собой изображение двух извивающихся змеек, одна из которых кусает за хвост другую; а буква «О» «сложена» из трех маленьких рыбок.

На разворотах сакраментария, отделяющих части книги одну от другой, можно увидеть декоративное изображение арки. Здесь она имеет символическое значение небесных врат. Но любители искусства и знатоки архитектуры сразу увидят в силуэте этой арки черты, характерные для архитектурных сооружений рассматриваемой эпохи: основательность, устойчивость, силу. Под «сводами» нарисованных арок видны декоративные детали, в которых узнаются уже знакомые вам вотивные короны, распространенные в то время во всей Европе. В целом в оформлении книги исследователи находят много общего с византийской традицией. Возможно, мастера, работавшие над «Сакраментарием Геласия», имели возможность тем или иным образом ознакомиться с иллюминированными рукописями Византии.

Кстати, иллюминированными (от лат. illumino — «делать ярче, украшать») принято называть средневековые рукописные книги, украшенные иллюстрациями, орнаментами, миниатюрами. На Руси такие рукописи именовали также лицевыми. И со средневековыми книгами мы еще обязательно встретимся!

«Основания Евангелия — откровение истины через посредство любви и благодати» (В. Г. Белинский)



Поделиться ссылкой