Лэнд-арт (1960-е — начало XXI века)

Лэнд-арт появился среди множества художественных трендов 1960-х, когда художники стремились преодолеть вульгарную коммерциализацию художественного процесса. В поисках новых материалов, методов и выставочных пространств многие обращались к природным материалам, сооружая огромные скульптуры, зачастую в местах с необычным ландшафтом.

Известное еще как «ландшафт-искусство», лэнд-арт — это произведение, выполненное непосредственно в природном окружении. Художники лэнд-арта, формировавшегося как одно из направлений концептуального искусства, создавали свои работы, используя природный пейзаж как средство и форму.

Каждый из них находил собственный метод — некоторые ваяли скульптуры из почвы; другие отмечали временными символами места, где побывали; третьи переносили в художественные галереи природные объекты — камни, землю, ветки — и создавали из них инсталляции либо творили композицию из натуральных материалов прямо на открытом пространстве. Произведения, созданные на природе, обычно фотографируют или снимают о них фильм, а потом демонстрируют в художественных галереях, иногда создавая целые циклы работ.

«Моя задача — работать с природой в целом» Энди Голдсуорси

Эфемерность и уникальность

Выдающиеся представители лэнд-арта — Роберт Смитсон (1938-1973), Ричард Лонг (р. 1945), Энди Голдсуорси (р. 1956), Майкл Хейцер (р. 1944), Уолтер Де Мария (р. 1935), Нэнси Холт (р. 1938) и Дэннис Оппенгейм (р. 1938). Большая часть произведений представляет собой масштабные объекты из природных материалов. Обычно они расположены далеко от городов и постепенно изменяются, разрушаясь под воздействием эрозии. Многие из ранних произведений в пустынях Невады, Нью-Мексико, Юты и Аризоны сейчас существуют только в видеозаписях и фотографиях.

В силу особенностей расположения подобные произведения не всегда доступны зрителю, но недолговечность и эфемерность их существования порой являются одной из задач художника, выступающего против коммерциализации творчества, — ведь эти произведения не могут никому принадлежать, их невозможно тиражировать, а значит, лэнд-арт является свободным самовыражением автора. Одна из главных идей этого вида искусства — изучение взаимоотношений человека и природы.

Роберт Смитсон
Роберт Смитсон
Ричард Лонг
Ричард Лонг
«Произведение искусства, помещенное в галерею, утрачивает внутреннюю силу и становится просто объектом или поверхностью, оторванными от внешнего мира» Роберт Смитсон

Многие произведения, например «Спиральный мол», вдохновлены природными явлениями. Смитсон приходил в восторг от физических процессов, происходящих в природе, — от того, как различные силы вступают во взаимодействие, как изменяется ландшафт. Нэнси Холт сооружала громадные конструкции, напоминавшие древние мегалиты, и располагала их в соответствии с астрономическими принципами. Композиции из строительных материалов, которые устанавливал в американских пустынях концептуалист, минималист и лэнд-художник Уолтер Де Мария, совершенно по-разному выглядят в разную погоду при различном освещении, рождая у зрителя мысли о нашей планете и ее месте во Вселенной.

Многие из таких работ можно рассмотреть только с воздуха — Смитсон погиб в авиакатастрофе, осматривая с высоты одно из своих произведений. Критики этого направления обвиняют авторов в том, что по причине труднодоступности их шедевры могут увидеть только очень богатые люди, что противоречит изначальной цели искусства для всех.

 Нэнси Холт
Нэнси Холт

Антикоммерциализм, антииндустриализация

Большинство лэнд-художников 1960-х выступали против фальши, лицемерия, коммерциализации искусства и разрушения окружающей среды в результате индустриализации. Движение началось в октябре 1968 года с выставки «Земляные работы» в нью-йоркской галерее Дван. Спустя год тоже в Нью-Йорке прошла выставка «Искусство Земли». Обе экспозиции привлекли широкое внимание публики и прессы, критики приветствовали рождение нового направления концептуализма и минимализма. Новое течение поддержали и борцы за охрану окружающей среды, возмущенные растущей урбанизацией.

Энди Голдсуорси (р. 1956) создает и временные, и постоянные композиции из местных природных материалов, веток, камней, снега, листьев, подчеркивая качества окружающего пространства. В своих работах — масштабных и крошечных, цветных и монохромных, едва заметных и бросающихся в глаза, сложных и простых — он стремится обратить внимание на опасность разрыва человека с природой.

Энди Голдсуорси
Энди Голдсуорси
«Я за искусство, которое учитывает непосредственное воздействие стихий в том виде, в котором они существуют день за днем вне какой- либо репрезентации» Роберт Смитсон

Иногда лэнд-художники используют наряду с природными материалами фотографии, стихи, тексты. Ричард Лонг, к примеру, путешествует по разным удаленным уголкам планеты, документируя свои странствия в стихах и фотографиях. Иногда он оставляет специальные знаки — камни или следы на траве — и фотографирует их, а по пути собирает коллекцию случайных предметов, вроде веточек и маленьких камешков, чтобы по возвращении создать из них инсталляцию в художественной галерее.

«Спиральный мол»

В 1970 году Роберт Смитсон преобразовал большой кусок пустыни в произведение лэнд-арта. «Спиральный мол» — это тропа из глины, соляных кристаллов, черных базальтовых камней и земли, сооруженная на Великом Соленом озере в Юте, США. Спираль длиной 1500 футов (460 м) и шириной 15 футов (4,6 м) видна только в том случае, когда уровень озера опускается ниже 4,1978 фута (1,2795 м).

Изначально черная спираль выступала над красными от микроорганизмов водами Великого Соленого озера, но за тридцать лет постепенно скрылась под водой, появляясь вновь, когда вода спадает. Сейчас, однако, она скорее белая, чем черная, из-за осевших на ней соляных кристаллов. Фото сделано в 2005 году.

«Спиральный мол», Роберт Смитсон, 2005
«Спиральный мол», Роберт Смитсон, 2005

Свежее восприятие

Кристо и Жан-Клод (р. 1935) — лэнд-художники, концептуалисты, мастера перформанса. Они считают идеи, лежащие в основе их творчества, и сам творческий процесс не менее важными, чем финальный результат. Они заворачивают в полотна ткани различные объекты в больших городах и деревушках, заставляя жителей по-новому взглянуть на привычные вещи.




Поделиться ссылкой