Маньеризм (около 1520-1600 годы)

Маньеризм зародился в Риме и Флоренции после 1520 года, в обществе, стрясаемом трагическими событиями — Реформация, расколовшая Центральную Европу, чума, унесшая тысячи жизней, захват Рима в 1527 году. Некоторые художники отреагировали на это, отказавшись от изображения идеалов Возрождения, предпочтя им куда более эмоциональные сюжеты.

Период маньеризма начался примерно между 1520 годом, когда умер Рафаэль, и зарождением барокко в 1600-м. Как реакция на социальные и политические волнения в Европе, маньеризм стал непосредственным результатом изменения роли художника в обществе. Художник перестал быть простым ремесленником, неприметно создававшим произведение ради поддержки религиозных воззрений своего социального слоя, но, напротив, теперь встал в один ряд с учеными, поэтами и гуманистами в новом мире, где ценились красота, мудрость и стиль. Отныне искусство не обслуживало исключительно религиозные интересы, но обрело самостоятельную ценность.

Подражание манере различных художников

Термин «маньеризм» появился в XVII веке от итальянского слова «maniera» — стиль. Изначально он носил уничижительный оттенок. Художники Возрождения пытались максимально точно копировать живую природу. Маньеристы — современники Высокого Возрождения — отвергали такой подход, предпочитая подражать не природе, а творчеству себе подобных. Они воспроизводили стиль своего кумира и далее развивали, усложняли и гиперболизировали его. За всем этим стояла идея, подсказанная поздними работами Микеланджело, исключительно выразительными и эмоциональными. Некоторые авторы, глядя на его масштабные работы последних лет, осмелились приукрасить манеру гения, создавая гораздо более экспрессивные образы.

Других вдохновлял Андреа дель Сарто (1486/87-1530/31), знаменитый в период Высокого Возрождения использованием ярких красок и замысловатых поз в своих композициях. На третьих маньеристов повлиял Корреджо (около 1489-1534), в чьих произведениях сочетались мягкость образов и выразительность эмоций. Максимально удлиняя перспективу, Корреджо создавал на полотне иллюзию огромного пространства. Его мастерство в изображении фигур в новом ракурсе, снизу, вдохновляло маньеристов представлять свои модели в самых необычных позах для достижения большего художественного эффекта. Художники пользовались яркими цветами, нанося длинные плавные мазки широкой кистью, в то время как скульпторы сосредоточились на изображении выразительных поз и драматических жестов.

Андреа дель Сарто
Андреа дель Сарто
Антонио Аллегри Корреджо
Антонио Аллегри Корреджо

Преувеличение

Стилистические примеры маньеризма почти одновременно появились в Риме и Флоренции. Одним из любимых объектов маньеристов стала обнаженная натура. Они копировали фигуры из работ великих мастеров Высокого Возрождения, которыми восхищались, гипертрофируя отдельные детали. Наиболее часто подчеркивали такие элементы, как узкие плечи, широкие бедра, удлиненные кисти рук и стопы. Сами фигуры художники изображали в причудливых позах, совершенно не похожих на расслабленные contrapposto раннего Возрождения.

Вместо реалистичных цветов использовали либо мягкие пастельные тона, либо резкие неестественные оттенки. И скульпторы, и живописцы были на редкость изобретательны не только в поиске стиля, но и в разработке сюжетов. Если мастера Высокого Возрождения стремились к гармонии и уравновешенности, маньеристы создавали нестабильность и напряжение. Самые популярные сюжеты представляли собой смешение античной классики, христианства и мифологии.

Маньеризм был отчасти модным течением, а отчасти стилем, в котором художники вовсе не имели целью превзойти мастеров Высокого Возрождения. Основной целью было создание искусства более зрелищного и яркого, пробуждающего мысль и демонстрирующего, насколько уверенно художник манипулирует классическими пропорциями и канонами. Задача не в том, чтобы точно копировать жизнь, но показать ее зрителю в авторской интерпретации и тем способом, который сам художник считает изящным и разумным.

Главные маньеристы

Самыми известными маньеристами стали ученики Андреа дель Сарто — Якопо да Понтормо (1494-1557) и Россо да Фьорентино (1494— 1540). В 1540 году один из учеников Понтормо, Аньоло Бронзино (1503—1572), стал придворным живописцем Козимо Медичи, герцога Тосканского, и, как главный художник Флоренции, немало способствовал популярности маньеризма. Известные скульпторы, приверженцы данного стиля, Бартоломео Амманати (1511—1592) и Джамболонья (1592—1608) создавали замысловатые скульптуры, извивающиеся и сплетающиеся в причудливых позах, а Пармиджанино (1503—1540) считали мастером идеальных фигур, застывших в самых неожиданных позах. Бартоломеус Шпрангер (1546—1611) и Ханс фон Аахен (1552—1615), фламандские мастера, путешествовавшие по Европе, также помогли признанию маньеризма как стиля.

Россо да Фьорентино
Россо да Фьорентино
Понтормо
Понтормо
Аньоло Бронзино
Аньоло Бронзино
 Козимо Медичи
Козимо Медичи
«Подлинное дарование требует работы лишь тогда, когда воля, исполненная любовью и жаждущая творческой деятельности, создает нечто божественное» Джорджио Вазари
Франческо Пармиджанино
Франческо Пармиджанино
Ханс фон Аахен
Ханс фон Аахен

Распространение маньеризма

Неустанный поиск новых путей самовыражения побуждал маньеристов к путешествиям и заимствованию художественных идей во всех концах Европы. Падение Рима в 1527 году вызвало настоящий исход мастеров из Вечного города; европейские правители, особенно Франциск I, приглашали ко двору итальянских художников, и вскоре маньеризм стал доминирующим художественным стилем во Франции. К середине XVI столетия влияние маньеризма распространилось далеко за пределы Рима и Флоренции.

«Снятие с креста»

Это типичный образец маньеризма. Хотя стиль начал развиваться еще при жизни Микеланджело, эта работа демонстрирует разницу между его собственным творчеством, где фигуры выглядят массивными и очень «плотскими», и маньеристской интерпретацией того же самого сюжета. Фигуры гораздо менее мускулисты, порой почти невесомы, с трудом балансируют на длинных тонких конечностях, а голова кажется крошечной по сравнению с пышными складками одежд.

Композиция словно стиснута рамой картины, ограничивающей движения персонажей, фон и одежды выполнены в пастельных тонах, придающих оттенок ирреальности, — явное отклонение от канонов Возрождения. Все вместе создает впечатление потустороннего мира; эти люди не могут жить в реальной действительности, они похожи на создания иной природы. Фантастический аспект маньеризма овладевал воображением современников.

«Снятие с креста», Понтормо, около 1526–1528, масло, дерево
«Снятие с креста», Понтормо, около 1526–1528, масло, дерево

Портреты в стиле маньеризма

Следуя собственному стилистическому подходу, в портретной живописи и скульптуре художники маньеризма никогда не изображали просто внешность человека. Напротив, впервые они попытались отразить в портрете сущность личности, скрывающуюся за внешним обликом модели.




Поделиться ссылкой