Мексиканский мурализм (1920-1930-е годы)

Мексиканская революция 1910 года вскоре переросла в Гражданскую войну, продолжавшуюся до 1920 года, но отдельные беспорядки вспыхивали вплоть до конца двадцатых годов. В этот период группа мексиканских художников создавала огромные картины на стенах общественных зданий, чтобы напомнить людям об истории их народа, пробудить чувство национальной гордости. Этих мастеров называют мексиканскими муралистами.

Мексиканский мурализм вырос непосредственно из политической ситуации в стране, но создатели этого стиля впитали опыт европейского искусства — Возрождения, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма, символизма и сюрреализма. Кроме того, они использовали национальное культурное наследие — мексиканское народное искусство. Выдающиеся мексиканские муралисты — Хосе Клементе Ороско (1883-1949), Диего Ривера (1886-1957), Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974) — известны как Los Tres Grandes, «Большая Тройка».

Хосе Клементе Ороско
Хосе Клементе Ороско
 Диего Ривера
Диего Ривера

Искусство для масс

Из всех революций в мексиканской истории самая значительная произошла в 1910-1920-х годах. В 1922 году новое национальное революционное правительство — точнее, министр образования Хосе Ваконцелос (1882-1959) — решило использовать искусство для пропаганды и призвало художников способствовать созданию нового национального самосознания. Своим творчеством они должны были поддерживать уверенность, оптимизм, веру в будущее Мексики, подчеркивая несправедливость и угнетение бесправных до революции.

Новое правительство поручило группе художников создать грандиозные росписи, доступные всем гражданам. Эти произведения станут демонстрацией величия Мексики, помогут строить демократическое общество, свободное от классовых барьеров и предубеждений. После итальянского Возрождения мексиканский мурализм стал самой масштабной государственной программой настенных росписей, но теперь сюжеты картин были исключительно революционные и крайне левые.

Самым политически активным из трех грандов был Сикейрос (он успел посидеть в тюрьме и участвовал в Гражданской войне в Испании), но все трое были страстными патриотами и убежденными социалистами. Их росписи помогали неграмотным беднякам понять сложные социально-политические идеи. Большая часть росписей находилась в общественных местах Мехико и Гвадалахары, второго по величине города Мексики. В своих гигантских картинах художники выражали гордость за исконное наследие Мексики. Государство поддерживало мурализм, считая его продолжением традиционного искусства Мексики, чудом сохранившегося до XX века. Настенные росписи, к примеру, были в обычае у индейцев майя, а позже расписывались стены испанских барочных соборов.

Хосе Ваконцелос
Хосе Ваконцелос
«Мы презираем так называемую «мольбертную» живопись и все искусство, созданное рафинированными интеллектуалами на основе их аристократических убеждений, и прославляем выразительность монументального искусства, потому что оно принадлежит обществу» Давид Сикейрос

Реализм

Работы мексиканских муралистов реалистичны, почти повествовательны и понятны практически любому; в них традиционные мотивы сочетаются с современными стилями, но при этом каждый художник находит собственный способ ответить на требования политической повестки: сделать произведение мексиканским по стилю, декоративным, вдохновляющим и просвещающим массы.

Ривера, признанный лидер движения, опирался на современное и доиспанское (до европейской колонизации XVI века) искусство. Он довольно долго, с 1907 до 1921-го, жил в Европе, в основном в Париже, — работал вместе с Пикассо и Грисом, разрабатывая собственный красочный стиль синтетического кубизма. В свои росписи и фрески он включал элементы доколумбовой культуры, дополненные кубистическими техниками: диагональная композиция, отсутствие традиционной перспективы, символизм Гогена.

В работах Ороско заметно влияние экспрессионизма с его темными резкими красками и мрачными сюжетами страданий мексиканского народа. Динамичные эмоциональные произведения Сикейроса с выраженными цветовыми контрастами напоминают одновременно полотна сюрреалистов, народное искусство и Микеланджело, творчество которого он изучал в Европе.

Мексиканский мурализм в Америке

Новый стиль очень быстро завоевал популярность, особенно в Соединенных Штатах, где муралисты участвовали в нескольких художественных проектах. В начале 1930-х Ривера жил в Сан-Франциско, Детройте и Нью-Йорке, где украшал росписями муниципальные здания. В 1931-м прошла его ретроспектива в Музее современного искусства, для которой он создал несколько небольших съемных фресок. Ороско работал в Нью-Йорке с 1927 по 1934 год, где создал серию росписей для Новой школы социальных исследований. Сикейрос в начале 1930-х участвовал в выставке Мексиканского графического искусства в Нью-Йорке, а в Лос-Анджелесе вместе с группой учеников сделал несколько монументальных росписей.

Мексиканский мурализм
Мексиканский мурализм

В связи с отъездом Большой Тройки в США и нестабильностью государственной поддержки мексиканский мурализм развивался неравномерно. Со временем художники адаптировали стиль для небольших полотен, чтобы популяризировать свое творчество за пределами Мексики и Соединенных Штатов, — не в последнюю очередь для пополнения собственного бюджета. На небольшие работы они получали частные заказы, чаще всего от американских меценатов.

Самая большая фреска

Созданная через много лет после завершения эпохи мексиканского мурализма, эта работа Сикейроса демонстрирует, насколько велико влияние стиля, особенно в Мексике. «Полифорум» — это комплекс зданий, входящих во Всемирный торговый центр в Мехико, где проходят политические и культурные мероприятия. Финансировал работу Мануэль Суарес (1896-1987), бизнесмен и меценат.

Фреска представляет собой двенадцать гигантских панно, изображающих «Марш человечества» — эволюцию цивилизации от прошлого к настоящему, включая некоторые картины будущего. Сикейрос расписал почти всю поверхность здания необычной формы, создав самую большую в мире монументальную картину.

«Культурный полифорум Сикейроса», Давид Альфаро Сикейрос, 1971, асбестовые панели, цемент, металл, акриловые краски, пироксилин
«Культурный полифорум Сикейроса», Давид Альфаро Сикейрос, 1971, асбестовые панели, цемент, металл, акриловые краски, пироксилин

Традиционное искусство Мексики

Традиционное туземное искусство Центральной и Южной Америки было уничтожено европейскими колонизаторами в XVI веке. Испанские и португальские переселенцы строили свои города и поселения в новых колониях, уничтожая предшествующую культуру. Но с началом Мексиканской революции всячески поддерживалось возрождение традиционного, особенно доколумбового, искусства.




Поделиться ссылкой