Древнегреческий мифы о героях

Мифы о героях относятся к классическому, или олимпийскому, периоду древнегреческой мифологии, которая, развиваясь и трансформируясь, постепенно смыкается с исторической традицией и превращается в описание, пусть и сильно искаженное, реальных событий. Но прежде чем мифы будут окончательно вытеснены историей, в них активно действуют герои — потомки богов, наделенные особой силой и способные бросить дерзкий вызов не только хтоническим чудовищам периода архаики, но даже породившим их богам.

Эпоха героизма

Мы уже рассказали о подвигах одного из величайших героев, Геракла. Вернемся немного назад и посмотрим, кого же греки называли героями, какие типы героев встречаются в мифах и кто еще удостоился этого высокого звания.

«...Зеркало Афины показывает образ того, на что мы не можем посмотреть прямо; чтобы понять, с чем мы имеем дело, мы должны посмотреть на это опосредованно, что позволит нам более объективно увидеть это» (Эдвард Эдингер)

Герой в древнегреческой мифологии — сын или потомок бога, рожденный смертной женщиной. Гесиод в «Трудах и днях» первым упоминает, что герои были одновременно и полубогами. Основные характеристики героя — мощь, сила, благородное происхождение и, конечно, совершение подвигов.

Подвиги делают героев знаменитыми, помогают им освоить новые навыки, а иногда приобрести новые качества и свойства. В подвигах героям, как правило, помогают боги-покровители (например, Афина покровительствует Персею). Как видно из предыдущей главы, боги могут и, наоборот, выступать против героев, насылать на них испытания и беды, как Гера на Геракла. Из-за этого их жизнь часто полна трудностей и проблем.

 Алексей Лосев - советский исследователь
Советские исследователи, в частности Алексей Лосев, связывали новый, героический период греческой мифологии с развитием социально-экономических отношений, а именно, с окончательным переходом от матриархата к патриархату, разделением труда и зарождением частной собственности

Одна из главных задач героя — выполнять волю олимпийцев среди людей и исполнять функции правителей — упорядочивать жизнь и вершить справедливые законы. Для этого они наделяются сверхчеловеческими силами. Они почти равны богам по своим возможностям, но в отличие от богов — смертны. Герои нередко стремятся обрести бессмертие, но удается это только Гераклу, которого после смерти боги забирают на Олимп. Вместо личного бессмертия герои завоевывают бессмертную славу в веках, среди потомков.

Победа над страхами

Персей — сын Зевса и Данаи. Мы уже рассказывали о том, как Зевс, чтобы зачать Персея, проник к Данае, запертой в подземных покоях, в виде золотого дождя. Там же, в подземелье, она родила сына. Отец Данаи (по другой версии — ее муж) узнал о младенце, разгневался и отправил женщину и ребенка в заколоченном ящике в открытое море.

Николя Бертен. Персей спасает Андромеду. Кон. XVII - нач. XVIII в. Музей изящных искусств Каркасона, Франция
Николя Бертен. Персей спасает Андромеду. Кон. XVII - нач. XVIII в. Музей изящных искусств Каркасона, Франция

Их подобрали рыбаки, среди которых Персей и вырос, ничего не зная о своем происхождении. Царь Полидект, влюбившийся в Данаю, приказал молодому Персею отыскать и убить горгону Медузу. Боги не могли позволить сыну Зевса погибнуть во время этого опасного подвига. На помощь Персею пришли Афина и Гермес. Они открыли ему тайну его происхождения и снабдили оружием: Афина дала ему медный щит, в котором всё отражалось, будто в зеркале, а Гермес вручил ему меч и дал полезный совет: выведать у трех сестер-грай, где живут горгоны. Меч Гермеса — не просто оружие, но символ знаний, помогающий герою отличить истину от лжи. Только этим мечом можно разрубить чешую Медузы, порождения дисгармонии и хаоса.

Также Гермес подарил Персею шлем, делающий своего обладателя невидимым, летучие сандалии и волшебную сумку. Эти божественные атрибуты отражают связь мифа о Персее с древними фетишистскими мотивами периода архаики.

Страна, в которой живут старухи-грайи, — метафора сна, бессознательного. Это область, которую человек не может контролировать и которая порой порождает чудовищ. Грайи здесь — олицетворение полуслепого невежества, недальновидных мыслей, чувств и поступков. Добровольно явившись к грайам, Персей показывает свою готовность отказаться от иллюзий, не желает подчиниться силам хаоса. В награду за это он получает знание, где искать горгону Медузу.

Персей и Медуза Горгона
Победа над Горгоной Медузой — не единственный подвиг Персея. Отправившись в Эфиопию, он спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу, и женился на ней. В этом мифе прослеживаются типичные черты сказочных сюжетов — освобождение царской дочери и награда

Добравшись до места, он побеждает чудовище, применив хитрость — заставил Медузу посмотреть на собственное отражение в щите. Она превратилась в камень, и Персей отрубил ей голову. Зеркальный щит Персея — воплощение человеческой мудрости и знаний, благодаря которым становится возможной победа над первозданным ужасом перед силами стихий и природы, который олицетворяет Медуза.

Герой-правитель

Тесей — один из самых популярных героев древнегреческой мифологии, центральный персонаж так называемого аттического цикла. Его божественным отцом считается Посейдон. С именем Тесея связано множество приключений и подвигов: он победил разбойника Прокруста, убил Минотавра на Крите, стал царем Афин и объединил под властью единого закона разрозненные полисы Аттики. Древнегреческие авторы также упоминают об участии Тесея в походе аргонавтов, в калидонской охоте, войне с амазонками, где он сражается вместе с Гераклом.

Тесей
Как и прочие герои мифов, Тесей переживает трагические потери. Его вторая жена, Федра, влюбляется в своего пасынка, сына Тесея Ипполита. Тот не ответил ей взаимностью, за что Федра оклеветала его перед отцом и покончила с собой. Тесей проклял Ипполита, что стало причиной его гибели

Позже, в ранней Античности, Тесей превратился в символ афинской государственности, еще в V веке до нашей эры его почитали в Афинах наравне с богами. Он стал первым героем, который шагнул из мифа в историю, и уже невозможно разделить, какие истории о нем относятся к сказаниям, а какие основаны на реальных фактах из жизни афинского правителя.

Самый известный миф о Тесее — миф о победе над Минотавром. Каждые девять лет Афины платили дань критскому царю Миносу — высылали ему девять юношей и девять девушек, которых отправляли в Лабиринт на съедение Минотавру. Тесей добровольно присоединился к компании жертв (по другим источникам — на него пал жребий). Уверенный в победе, он сказал отцу, царю Эгею, что, если его миссия завершится успехом, он поднимет на корабле белый парус, а если потерпит неудачу и погибнет — парус будет черным.

На Крите в Тесея влюбилась дочь Миноса Ариадна. Она дала ему волшебный клубок, который получила от мастера Дедала, помогающий найти дорогу назад из Лабиринта. Спустившись в Лабиринт, Тесей нашел Минотавра в одном из самых дальних закоулков, сразил его (по разным источникам, мечом, дубиной, а то и вовсе голыми руками), после чего вышел на поверхность, ведомый нитью Ариадны.

Возвращаясь в Аттику, он забыл сменить парус с черного на белый. Увидев черные паруса, царь Эгей с горя покончил с собой, и Тесей стал царем Афин, после чего объединил двенадцать родовых общин в единый полис и установил новые справедливые законы. По свидетельству Плутарха, он первым выделил три сословия: благородных людей, земледельцев и ремесленников.

«Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героизма вообще» (Аза Тахо-Годи)

В конце жизни Тесей стал совершать странные поступки, например, пытался похитить из царства мертвых Персефону, за что его приковали к скале в Аиде. Геракл освободил Тесея, но тот не вернулся в Афины и погиб на Скиросе от руки царя Ликомеда. Безумие и смерть Тесея — отражение кризиса героизма. «Смерть Тесея — это возврат к той стихии, с которой он боролся и которую постоянно стремился преобразить своим героизмом, но которая, тем не менее, тоже давала себя знать в безудержном удальстве Тесея, в его опасных увлечениях женщинами, в его странствиях за пределами Афин, которые стоили ему жизни и власти», — замечает Аза Тахо-Годи в своей «Греческой мифологии».

Образ Тесея включает в себя черты как классического периода (убийство хтонических чудовищ), так и ранней классики (происхождение от Посейдона).

Искусство против смерти

Орфей был сыном фракийского речного бога Эагра (по другим данным — самого Аполлона) и музы Каллиопы. Он был настолько талантливым певцом и музыкантом, что силе его таланта покорялись не только люди, но и боги, и чудовища, и сама природа. Орфей участвовал в походе аргонавтов и своим пением усмирял волны.

Жан-Батист Камиль Коро. Орфей возвращает Эвридику из царства мертвых. 1861. Музей изящных искусств, Хьюстон
Жан-Батист Камиль Коро. Орфей возвращает Эвридику из царства мертвых. 1861. Музей изящных искусств, Хьюстон

Миф об Орфее и Эвридике — один из самых популярных в западной культуре. Эвридика, горячо любимая жена Орфея, умерла от укуса змеи, и тогда музыкант отправился за ней в царство мертвых. Всех, кто встречался на его пути, — пса Цербера, Персефону и самого Аида — Орфей заворожил своей искусной игрой. Аид согласился вернуть ему Эвридику при одном условии — что тот не посмотрит ей в лицо, пока не войдет в дом. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял любимую, которая вернулась в подземное царство.

Одно из посланий этого мифа — не стоит подвергать проверке опыт соприкосновения с божественным, если попытаться проанализировать его логически, можно упустить важные инсайты. Еще один вариант символической интерпретации этого мифа — запрет оглядываться назад на проявления своих негативных эмоций. Если оглянуться, они могут вновь завладеть человеком и уничтожить светлые стороны его натуры.

Джордж Фредерик Уоттс. Минотавр. 1885. Галерея Тейт, Лондон
Джордж Фредерик Уоттс. Минотавр. 1885. Галерея Тейт, Лондон



Поделиться ссылкой