Китайские храмы и монастыри

Считается, что храм Белой Лошади близ Лояна — первый буддийский храм, построенный в Китае. Он воздвигнут в память о мифическом путешествии первых буддийских монахов из Афганистана, привезших с собой буддийские сутры (писания) в Китай на белой лошади. По легенде, они приехали в ответ на визит эмиссаров императора Мина около 65 г. н.э., после того как тому приснился золотой человек, летевший на запад. Его советники сказали, что этого человека в Индии знали, как Будду и он придумал учение о спасении. С тех пор в Китае началось взаимодействие двух традиций — буддизма и даосизма. Со временем буддизм в Китае приобрел своеобразные черты и стал играть заметную роль в его мифологии и религии.

Дворец Поташ в Лхасе (Тибет)
Дворец Поташ в Лхасе (Тибет) — зимняя резиденция далай-ламы. На фресках в апартаментах дворца изображены эпизоды из буддийских мифов

Ландшафты Китая

Храмы и монастыри занимали важное место в классическом ландшафте Китая. В традиционных пейзажах почти всегда изображены храм или святилище. И в наши дни, несмотря на столетия забвения или разрушения, сохранилось немало храмов. На холмах и в горах в волшебном мире традиционных буддийских и даосских храмов особенно кажется, что время остановилось.

Почти все китайские храмы, даосские, буддийские или конфуцианские, построены по оси север-юг, по правилам искусства фэншуй. Храм ориентирован на юг, в сторону Неба и императора. «Фэншуй» буквально переводится как «ветер и вода».

Это искусство основано на признании того, что в земле заключены жизненные силы, часть коих — мы сами. Любое здание в Китае строится в соответствии с направлением горы, холма, реки и облика окружающего ландшафта. Священные здания всегда воздвигают в самых благоприятных точках ландшафта, чтобы придать им большую выразительность.

Злые духи

Вход в любое священное здание в Китае много говорит о мифологии злых духов. Сразу после входа сооружали ложную стену, чтобы смутить злых духов, которые могут перемешаться только по прямым линиям. Дорогу к храму пересекала водная преграда, поскольку духи боялись переходить воду даже через мост. Ворота охраняли духи дверей.

В буддийских храмах помешались свирепые изображения четырех небесных царей четырех стран света в виде огромных фигур в полном снаряжении и с оружием. Даосские храмы охраняли фигуры двух свирепых сфажников, лица которых были раскрашены в красный или зеленый цвета. Это могли быть Голубой Дракон и Белый Тиф или другие местные божества. Крыши храмов украшали фигуры других сфажников. защищавших от летающих злых духов. Таким образом, территория храма представляет собой охраняемое силами магии пространство.

Центры образования

Основная функция буддийского храма — быть центром обучения, где люди могли собираться послушать чтение или пение сутр монахами. Это мирное место, в центре которого расположены залы с фигурами Будды в разных позах: смеющийся Будда будущего, обычно помещаемый у входа. Будда милосердия, обычно в своей женской ипостаси Гуань-инь, и три Будды — прошлого, настоящего и будущего.

Храмы и монастыри

Буддийский храм в Пулгуксе, недалеко от южнокорейского города Кёнгджу, был построен около 528 г. н.э. и восстанавливался в XVII и XX вв. Он сооружен на каменных террасах и представляет собой несколько деревянных зданий и стен, покрытых черепицей. Внутренние деревянные части и свесы крыши расписаны сценами на мифологические и религиозные темы.

Синтоистские храмы

У синтоистской религии нет основателя, догмы или священного писания. В Японии почитают бесчисленных народных богов ками, с которыми, как верят японцы, они связаны. Перед дтгарями проводятся матсури — праздники в честь народных богов. В них участвуют и стар и млад — поэтому синтоистские храмы считаются духовным домом японцев.

Синтоистские святилища обычно расположены в священных рощах. Почитание природы — неотъемлемая часть синтоистской традиции. В святилище входят через тории — ворота, которыми отмечен вход в священное пространство.




Поделиться ссылкой