В основе мифологии любого народа лежат сказания о сотворении мира. Возникшие на заре существования человечества, эти мифы — первая попытка людей объяснить происходящие вокруг них процессы и явления природы — смену дня и ночи, времен года, изменение погоды, стихийные бедствия — и определить свое место в этом беспокойном, опасном и постоянно меняющемся мире. Древние греки, живущие в первобытнообщинные времена на Балканском полуострове, придумали собственную историю появления мира и богов, тесно связанную с их обычаями и образом жизни.
Космогония древних греков постепенно усложнялась, по мере развития цивилизации. В эллинистический период изначальное описание сотворения мира было дополнено некоторыми подробностями и объяснениями, которых нет в «Теогонии» Гесиода. Но именно анализ ранних текстов особенно полезен для понимания, как создавалась сложная и разветвленная система древнегреческих мифов и каков их глубокий символический смысл.
По Гесиоду, всё начинается с изначального Хаоса. Слово «хаос» с греческого можно перевести как «разверзшаяся бездна» или «зияющее пространство». Это бесформенная, безличная, но при этом подвижная и постоянно бурлящая бездна, которая никем не создана и произвольно возникла ниоткуда. В этом бурлении Хаоса, однако, уже заложен потенциал для рождения Вселенной, которая, в отличие от Хаоса, как раз обладает и содержанием, и формой.
После Хаоса появилась Гея — Земля, мать всего сущего, «всеобщий приют безопасный». Но вместе с Геей появляется и мрачный Тартар — глубокая и опасная бездна, своеобразное «аль- тер эго» заботливой матери-земли, ее темная сторона, способная поглотить без следа.
И наконец, четвертое изначальное божество по Гесиоду — Эрот, или Эрос. Он не имеет отношения к явлениям природы, не связан ни с землей, ни с небом, но зато он обладает властью над людьми и богами, пробуждая в их душах любовь и страсть. Идея включения Эрота в этот изначальный список, возможно, принадлежит самому Гесиоду. Этим автор хотел подчеркнуть огромную силу любви и ее влияние на каждого человека.
Гея, в свою очередь, породила Урана — Небо, которое окутывает ее со всех сторон, и Понт — морскую пучину. У неба и моря нет отца, только мать. Земля, воздух (небо) и вода были теми тремя стихиями, рядом с которыми человек существовал и с которыми вынужден был считаться, поэтому они появляются в мифе раньше всех других существ и богов.
Перечисляет Гесиод и других детей Геи, рожденных ею от союза с Ураном-Небом. Впоследствии они получили наименование «титаны». Самые известные из них: Океан — бог воды, Фемида — богиня правосудия и мирового порядка, Мнемозина — богиня памяти и будущего, и, наконец, Кронос, или Хронос, — бог времени, самый могущественный из титанов. Вступая в браки друг с другом, шесть титанов и шесть титанид породили следующее поколение титанов, в числе которых — бог солнца Гелиос, богиня луны Селена, а также Атлант и Прометей.
Как и все древние народы, жители Балканского полуострова прошли через несколько этапов формирования религиозных представлений, двигаясь от фетишизма — обожествления природы во всех ее проявлениях к антропоморфизму — наделению богов человеческими чертами, внешними и внутренними.
Титаны — архаические боги, придуманные, возможно, еще до прихода на Балканы греческих племен,— как раз и относятся к периоду фетишизма. Древние греки воспринимали всю природу вокруг себя как проявление божественного, каждое дерево или минерал они наделяли духом. Все изначальные божества древнегреческой космогонии — это проявления разных стихий и природных явлений, они еще не наделены человеческой формой, но уже активно влияют на человека и его жизнь, ведь на ранних этапах развития цивилизации человек, несомненно, всецело зависел от природных сил и от их «благосклонности». Эта зависимость человека от земли и ее даров и отразилась в мифах, в особенности — в образе Геи, богини земли.
Советский историк и исследователь Алексей Лосев называет этот этап развития древнегреческой мифологии «хтонизмом» (от греческого слова, означающего «земля»). По мере того как человек обретал большую самостоятельность и независимость от природы, на смену архаическим «хтоническим» мифам о титанах пришли новые, «героические» мифы об олимпийских богах.
Доолимпийский период в древнегреческой мифологии можно разделить на четыре эпохи. Первая — эпоха от возникновения мира до Кроноса, или эпоха Урана и Геи, — эпоха безличных космических начал. Вторая — воцарение Кроноса, первое утверждение личного начала. Третья — ниспровержение Кроноса Зевсом и борьба Зевса за власть с титанами и гигантами, которая заканчивается окончательным подчинением стихийных сил оформленному личному началу, то есть Зевсу.
Отец Уран боялся своих детей-титанов и одного за другим низверг их в Тартар. Но мать Гея постоянно страдала от такого положения родных детей и уговаривала их восстать против отца.
В конце концов, ей удалось уговорить Кроноса — он взял меч, оскопил Урана и отправил его в Тартар, одновременно освободив оттуда запертых там чудовищ — циклопов и сторуких. По одной из трактовок, этот миф является аналогом мифа о первородном грехе. Именно после низвержения Урана Нюкта и Эреб привели в этот мир Танатоса, Гипноса, Немезиду и других богов, ставших олицетворением таких неприятных сторон человеческой жизни, как смерть, кошмарные сны, ссоры и раздоры, месть и возмездие, ложь и обман. Согласно воззрениям древних греков, все эти негативные явления — наказание за то, что Кронос поднял руку на отца.
Уран, однако, успел наложить на сына свое отцовское проклятие: «Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!» Этим сюжетным поворотом закладывается возможность дальнейшего развития мифа — через борьбу нового и старого начал.
Несмотря на то, что Кронос свергает отца с трона, он остается воплощением той же самой единой мировой сущности, не терпящей никакого развития и создания чего-то иного. Именно поэтому он поглощает всех своих детей, рожденных титанидой Реей. Чтобы это иное появилось, чтобы началось движение и развитие, нужен бог совершенно иного типа, демиург, олицетворение творческого изменяющегося начала. Таким богом и становится Зевс.