Обычаи и ритуалы древних кельтов

Иллюминированная ранняя исландская рукопись
Иллюминированная ранняя исландская рукопись. Король Гарольд Прекрасноволосый разрубает оковы великана Доври, который в фольклоре трансфор-мировался в образ его приемного отца

Для кельтов огонь был символом солнца, они обозначали годовой цикл смены времен года четырьмя праздниками костра. Главные праздники возвещали наступление зимы и лета и соответственно назывались Самой н и Белтэйн. Два других праздника — Имболк и Лугназад — отмечались в феврале и августе. У скандинавов были аналогичные праздники. Важнейшие из них, как и у кельтов, отмечались в начале зимы и продолжались несколько дней. Их называли Зимние ночи.

Кровавое жертвоприношение

Античные авторы сообщали, что культ плодородия и кельтские праздники были связаны с принесением человеческих жертв, особенно в праздник Самайн. Жертв топили в бочках в честь бога Тевтата или сжигали в деревянных клетках, чтобы они достались Таранису. Ритуалами руководили жрецы — друиды, пользовавшиеся большим могуществом и уважением среди кельтов.

По некоторым свидетельствам, скандинавы также совершали человеческие жертвоприношения в большом храме в Упсале, в Швеции. Викинги не знали жречества, и обычно от имени народа во время жертвенных тризн к богам обращался король или вождь.

Правда, данные археологии дают больше свидетельств в пользу принесения в жертву животных, нежели людей. При раскопках немало находок и ценных предметов — оружия или драгоценностей, приносившихся в дар богам. Другие дары, например, продукты, простые люди приносили к могилам, скалам и валунам, где, как считалось, жили местные божества. Церемонии совершались у алтаря, составленного из груды камней.

Погребальные ладьи

Бог Один на своем шестиногом коне и погребальный корабль
Бог Один на своем шестиногом коне и погребальный корабль. Резьба на камне, ок. 750г. н.э.

Знатных викингов хоронили на ладьях вместе с их собственностью, включая домашний скот и даже слуг, которые, как они верили, понадобятся им в загробном мире. Затем на корабли насыпали земляные холмы или поджигали их и обращали в погребальный костер. Кельты также хоронили ценные вещи покойного. Кельтского воина привозили к его могиле на колеснице, которую хоронили вместе с ним, возможно, для того чтобы его перевезти в загробный мир.

Нос и окончание кормы кораблей викингов были украшены резными фигурами людей или животных. Как правило, носу придавалась форма головы змеи, а корме — закрученного змеиного хвоста.

Поверх одежды скандинавы носили амулеты, или обереги, украшенные руническими надписями, чтобы предохранить владельца от болезни или сглаза. Викинги хорошо знали символическую силу молота Тора — Мьёлльнира.

Два самых знаменитых кургана, где погребены корабли викингов, возведены в Саттон-Ху, близ Вудбриджа (Англия), и в Осеберге, недалеко от фьорда Осло (Норвегия). В Сатгон-Ху вместе с 28-метровой ладьей зарыты сани, кровати, кухонные приборы и ткацкое оборудование. На корабле, найденном в Осеберге, длиной 21 м нашли 15 пар весел, якорь и бадью для вычерпывания воды.

Хотя кельты отмечали праздники огня, в их литературе крайне мало сведений о практике человеческих жертвоприношений путем сожжения. Однако у греческих и римских авторов содержатся описания ритуалов, совершаемых друидами, предполагавших сожжение заживо жертв в огромных корзинах, сплетенных в форме человека.

Охота и рыболовство

Кельтская и скандинавская мифологии богаты описаниями охоты и рыбной ловли. Одна из самых длинных сцен охоты описана в валлийском сказании «О Кило-хе и Олвен», в котором Артур и его рыцари по всей Ирландии и Уэльсу преследовали вепря Турх Труйта, чтобы не дать ему ускользнуть в реку Северн.

В цикле Финна рассказывается, что в юности Финн Мак Кулл обжег большой палец руки, готовя своему хозяину Финнкесу лосося познания. Потом ему было достаточно лишь укусить свой палец, чтобы узнать будущее.

В скандинавской мифологии повествуется, как Тор стал ловить змея царства Мидгард Ермунганда вместе с великаном И миром, в качестве наживки используя голову вола Имира. После страшной борьбы с чудовищем Тор выманил его на поверхность, и если бы Имир не перерезал леску, Тор мог бы его убить своим молотом. Если бы это удалось, то царство Мидгард, крепко удерживаемое Тором за кольца змея, было бы уничтожено.

Усекновение главы

С древнейших времен воинственные народы обращались к своим богам за помощью в сражении. Одним из способов снискать их расположение, распространенных у кельтов, было предложить головы убитых врагов. Кельты верили, что голова — вместилище души. Поэтому ритуальное усекновение голов врагов производилось не ради обычного собирания трофеев, а из стремления обрести знания и опыт побежденных. Кельты хранили головы убитых врагов в святилищах и в трудное время обращались к ним за советом.




Поделиться ссылкой