Ритуал и общественная жизнь индейцев

Танцор из профессиональной индейской танцевальной группы
Танцор из профессиональной индейской танцевальной группы « Red Thunder Stoney» исполняет танец на традиционном Пау-Вау — tpecmueajie племен, ведущих свой род от Бизона. Национальный парк Банф, Канада

Все североамериканские индейцы доколумбовой эпохи отличались высокой духовностью. Просыпаясь утром, они молились Великому всевышнему духу, благодаря его за наступление нового дня. Каждый раз, когда охотники отправлялись в леса за дичью, сборщики кореньев на поиски клубней съедобных растений или собиратели ягод касались ежевики или черники, все они возносили молитвы к небу. Они молили не только об удаче, но также о доброте и справедливости людских сердец. Они серьезно воспринимали свои космогонические мифы.

Дух общины

С раннего детства мифологическое восприятие сообщества играет важную роль в оформлении понимания американскими индейцами окружающего их мира. Это понимание общины остается таким же целостным до самой смерти. В день, когда умирает член племени, резервация, к которой он принадлежит, может на этот день «закрыться». Считается недопустимым продолжать обычную жизнь, когда члены твоего племени «совершают свое путешествие».

Многие ритуалы отражают это мифическое представление. Одним из самых знаменательных является «Танец зеленого зернышка» племени се-минолов (штат Оклахома). В танце не просто выражается благодарность за богатый урожай. Во время этого ритуала решаются любые конфликты племени или клана, совершаются очистительные обряды, члены племени из разных районов возобновляют свое знакомство.

Длинные дома хайда

Многие мифы были локализованы или ассоциировались с определенным пространством, которое иногда, но не обязательно считалось священным. При особом акценте на семейные или общинные мифологические традиции этнические группы индейцев нередко строят свои жилища, ориентируясь на те или иные мифы или обыгрывая какие-то мифологические сюжеты. На северо-западном побережье, где идут обильные дожди и снегопады, некоторые племена, как, например, хайда, строили необычные длинные дома, которые преобразовались из жилища в здания священного характера.

Ирокез в устрашающей маске на пороге традиционного священного длинного дома
Ирокез в устрашающей маске на пороге традиционного священного длинного дома

Дом и очаг — центр светского и сакрального миров

Индейцы считали, что их длинные дома символически располагались в центре вселенной. В них жило от 30 до 40 семей родственников. У каждой семьи была своя жилая площадь, отделенная от площади соседей деревянными перегородками или вязаными циновками. В центральном очаге горел огонь для приготовления пищи или для обогрева помещения зимой. Люди питались главным образом дарами моря, хотя иногда они собирали ягоды или охотились на оленей и медведей на суше.

Традиционные праздники

Важную часть мифологических и ритуальных традиций североамериканских индейцев составляют праздники. Одни из них представляют собой важные вехи в календаре любого общества охотников-собирателей, как, например, Праздник сбора первых плодов, другие просто служат прославлению жизни и ее событий.

Праздники играют большую роль во многих повествованиях, в которых воспевается радость жизни, а благодарность Великому всевышнему духу именуется высшей добродетелью.

Племена северо-восточного побережья Америки, такие как салиши и хайда, прославились своим пышным праздником Потлач, который устраивался, чтобы продемонстрировать богатство и гостеприимство хозяина. Согласно обычаю, каждый последующий праздник Потлач должен быть роскошнее предыдущего. В наши дни многие туземные племена устраивают Пау-Вау — большие съезды племен, на которых широко представлены традиционные костюмы, танцы, песни и кулинария индейцев. Нередко значительное время на таких праздниках отводится чтецам сказок и легенд.




Поделиться ссылкой