Модерн (происходит от французского слова «moderne», что означает «современный», «сверхновый», «новейший») - стиль в европейском и американском искусстве, зародившийся в конце 19 - начале 20 века.
К концу 19 века во всех европейских странах основным стилем в живописи был эклектизм, то есть художники практически не создавали ничего нового, а лишь брали за основу уже существующие произведения других стилей. Многие мастера того времени не могли мириться с таким положением и постоянно находились в поиске новых стилей. Так, в восьмидесятых годах 19 века некоторые дизайнеры и художники предприняли первые попытки создания нового стиля в живописи, который кардинально отличался от эклектизма. Например, У. Моррис в своих произведениях начал использовать растительные орнаменты, художник А. Макмердо, который занимался книжной графикой, отошел от геометрических фигур и отдал предпочтение плавным, волнистым орнаментам.
Постепенно новый стиль начал приобретать популярность среди европейских и американских художников. В начала двадцатого века появились первые произведения в стиле модерн. В основном это были предметы прикладного искусства – книжная графика, роспись по керамике, создание интерьеров и так далее.
Главная особенность стиля модерн – отсутствие геометрических фигур с острыми углами. Художники отдали предпочтение растительным орнаментам с их плавными, изящными линиями, замысловатыми узорами, необычными формами. Для живописи модерна присущ синтез «ковровых» орнаментальных фонов и почти натуралистической ощутимости фигур и деталей. Ярчайшими представителями стиля модерн в изобразительном искусстве были: А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, Э. Мунк, О. Бёрдсли, Ф. Валлоттон, объединение французских художников «Наби».
Наибольшую популярность модерн приобрел в первом десятилетии двадцатого века. Художники, принимавшие участие во всемирной выставке в Париже в 1900 году получили мировое признание. Но уже в завершении первой четверти двадцатого века модерн потерял свое первоначальное значение и популярность. Вскоре модерн прекратил свое существование как самостоятельный стиль, распавшись на несколько других новых стилей.