Музыка периода классицизма

Хотя термин «классический» сегодня используется для общего описания западной музыки от романского периода до эпохи модерна, более точно будет отнести его к периоду от середины XVIII до начала XIX века. Хотя период классицизма довольно короток — он длился от периода барокко до начала романтизма, — в это время творили известнейшие композиторы, в том числе Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт.

Моцарт играет свою оперу «Дон Жуан», 1787
Моцарт играет свою оперу «Дон Жуан», 1787

Музыка эпохи классицизма стала ответом на все нарастающую сложность барочной музыки. Классицизм отличался простотой стиля, отражавшего стремительное развитие интеллектуализма XVI11 века, то есть эпохи Просвещения. Композиторы этого периода отказались от полифонии, контрапункта и пышной роскоши в пользу простоты, стройности и логичности. В музыке начали преобладать аккорды, благодаря чему тональная структура произведений стала более различимой.

XVIII век — эпоха серьезного развития и в искусстве, и в экономике. Открытие Помпей пробудило интерес к Античности. В эпоху Просвещения зародились новые политические идеи. Ценность личной свободы значительно возросла. Неудивительно, что конец века ознаменовался двумя важнейшими событиями мировой истории, перевернувшими установленный порядок: в Америке была принята Декларация независимости, а во Франции произошла революция. Огромное значение имела и промышленная революция, которая началась в Британии в середине XVIII века. Благодаря этому начал складываться новый класс буржуазии. Этим людям не хватало наследственного богатства аристократии, но они стремились к образованию. Они ценили искусство, которое традиционная правящая элита воспринимала как должное.

Однако XVIII столетие стало веком угасания традиции меценатства. Аристократы постепенно переставали покровительствовать музыкантам, поскольку их собственное богатство таяло на глазах. Впрочем, в то же время значительно увеличилось количество публичных концертов, и музыканты вышли в «свободное плаванье». Хотя Гайдн и Моцарт, к примеру, все же имели покровителей, но могли свободно путешествовать, благодаря чему их музыка стала доступной широкому кругу слушателей. Во время путешествий музыканты впитывали различные влияния, что обогащало их собственные сочинения. В 1794 году Бетховен приехал в Вену и благополучно существовал, пользуясь поддержкой множества влиятельных заказчиков, но не имея официальной должности, что было абсолютно невозможно в более ранние времена. В этот же период появились первые симфонические оркестры, хотя состав их был гораздо скромнее, чем в нашем XXI веке.

Поскольку материальное благополучие композиторов зависело от широкой публики, они начали работать именно для этой аудитории. Впервые в истории инструментальная музыка стала более популярной, чем вокальная, и в период классицизма достигла настоящего расцвета. Появились более четкие определения таких музыкальных форм, как соната и концерт. Из барочной музыки выросла настоящая симфония — большую роль в этом сыграл Гайдн. Теперь симфония состояла из четырех частей, написанных в разных темпах. В эпоху барокко существовал жанр кончерто гроссо. Это музыкальное произведение исполняли несколько музыкантов. В период классицизма появился сольный концерт, исполняемый одним солистом. Естественно, что мастерство солиста должно было быть безукоризненным. Такие музыканты путешествовали по Европе, выступали в разных городах и строили свою карьеру, не занимая никаких официальных должностей.

Самую важную роль в переходе от стиля барокко к классицизму сыграл Йозеф Гайдн. Гендель и Телеман тоже сумели воспринять новые течения, но именно Гайдна считают отцом симфонии и струнного квартета. Гайдн пользовался покровительством богатейшего семейства Эстерхази, но при этом много путешествовал по Европе и много сочинял. Его встреча с юным Вольфгангом Амадеем Моцартом благотворно повлияла на творчество обоих композиторов. И у мастера, и у ученика появились новые блестящие идеи.

Кристоф фон Глюк за спинетом
Кристоф фон Глюк за спинетом

Хотя в эпоху классицизма более активно развивалась оркестровая, а не вокальная музыка, в этот период были созданы великолепные оперы. Традиционно в опере доминировали итальянские композиторы и итальянский язык. Но постепенно известность в этом жанре стала приходить и к композиторам других стран — в частности, к Моцарту. Помимо Моцарта, видную роль в развитии классической оперы сыграл немецкий композитор Кристоф фон Глюк. Он смело пренебрегал условностями, чтобы сблизить музыку и драматический сюжет.

Главными ценностями эпохи классицизма стали просвещение и свобода. Но кровавая Французская революция и последующая война положили конец благоденствию. Символом этого сдвига явился настоящий колосс музыки, Людвиг ван Бетховен. Его Седьмая симфония, написанная в 1812 году, стала знаковой — она ознаменовала переход от периода классицизма к эпохе романтизма.

Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн

В творчестве Гайдна объединились эпохи барокко, классицизма и раннего романтизма. Его по праву считают одним из самых плодовитых композиторов XVIII—XIX веков. За долгую жизнь Йозеф Гайдн написал около 1200 произведений. Его называют «отцом симфонии» и «отцом струнного квартета» — настолько огромен вклад композитора в развитие этих жанров. Гайдн оказал огромное влияние на Моцарта и Бетховена — ведущих композиторов следующего поколения.

Гайдн родился 3 марта 1732 года в семье каретного мастера и кухарки. Хотя родители его не знали нот, отец страстно любил народную музыку. Мальчик рос в очень музыкальной семье. Талант проявился в нем в весьма раннем возрасте. Когда Йозефу исполнилось семь, его отправили учиться к родственнику, Иоганну Маттиасу Франку. Франк был директором школы и хормейстером в соседнем Хайнбурге. Хотя отношения между Гайдном и Франком не всегда складывались гармонично, в Хайнбурге Йозеф научился играть на скрипке и клавесине. Кроме того, он пел дискантом в хоре. Вскоре на него обратил внимание капельмейстер венского собора Святого Стефана Георг фон Рейттер. В 1740 году Гайдн приехал в Вену. После прослушивания его приняли в хор, где он девять лет пел и обучался музыке. Хотя Рейттер не учил Гайдна композиции, юноша обладал истинным талантом и многому учился, просто слушая музыку.

«Рядом не было никого, кто мог бы меня смутить, поэтому я вынужден был стать оригинальным». Гайдн

В 1749 году у Йозефа произошла мутация голоса, и карьере хориста в соборе Святого Стефана пришел конец. Уличенный в проделках Гайдн оказался на улице. Несколько лет ему приходилось в буквальном смысле слова бороться за выживание.

Он преподавал музыку, пел на улицах, работал камердинером и компаньоном у итальянского композитора Николы Порпоры. Именно Порпора и разглядел в Гайдне недюжинный композиторский талант.

Несмотря на житейские трудности, Гайдн продолжил музыкальное образование—впоследствии он называл себя самоучкой, потому что научился всему по книгам и упражнениям. Успех пришел к нему в 1753 году, когда он написал оперу «Хромой бес». Впоследствии она была запрещена, но роль свою сыграть успела. Хотя несколько лет Гайдн продолжал работать без официальной должности, его связи с богатыми и влиятельными людьми укреплялись. В 1757 году он стал капельмейстером при дворе графа Морцина. Там он написал свои первые симфонии — ив 1760 году женился. Впрочем, брак с Марией Анной Алоизией Аполлонией Келлер оказался настоящей катастрофой, а разводов в те времена не было.

Гравюра «Франц Йозеф Гайдн дирижирует струнным квартетом»
Гравюра «Франц Йозеф Гайдн дирижирует струнным квартетом»

В 1761 году состояние графа Морцина ухудшилось, и ему пришлось распустить своих музыкантов. Гайдн стал вице-капельмейстером при дворе Эстерхази — одного из самых влиятельных семейств Австрийской империи. Когда через пять лет капельмейстер Грегор Вернер умер, Гайдн занял его пост. В семействе Эстерхази Гайдн проработал 25 лет. Он был придворным музыкантом князя Пауля Антона, а затем князя Николая I. Покинул он дом Эстерхази только в 1790 году, после смерти Николая I. Хотя больше всего Гайдн сочинял для своих покровителей, его слава росла, и он получал много заказов. По заказам были созданы самые значительные его произведения.

Наследник Николая I музыкой не увлекался. Он распустил оркестр и назначил Гайдну пенсию. Это позволило композитору принять приглашение Иоганна Петиера Саломона и посетить Лондон. Гайдн дважды бывал в Англии — в 1790-1791 и 1794-1795 годах. Там он написал свои самые известные сочинения, в том числе симфонии «Сюрприз» и «Лондонская».

В 1795 году князь Николай II, получивший титул годом ранее, вновь призвал Гайдна ко двору, и композитор вернулся в Вену. На период с 1795 по 1803 год приходится расцвет творчества Гайдна.

В это время он написал две великие оратории «Сотворение мира» и «Времена года», а также концерт для трубы с оркестром и девять последних струнных квартетов. В 1802 году обострилась болезнь, которая беспокоила его уже несколько лет. Гайдн потерял физическую возможность сочинять, хотя продолжал играть на рояле для собственного удовольствия. Гайдн умер 31 мая 1809 года, когда Вену атаковали наполеоновские армии. На его похоронах исполнили «Реквием» Моцарта.

Памятник Йозефу Гайдну<
Памятник Йозефу Гайдну

В XX веке Энтони ван Хобокен составил полный каталог произведений Гайдна. Каталог был опубликован в 1957 году, и с этого времени произведения Гайдна обозначают номерами по этому каталогу («Hob» или «H»).

«Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Слова, произнесенные Гайдном на смертном одре, чтобы успокоить слуг. В это время Вену атаковала французская армия

Вольфганг Моцарт

Вольфганг Моцарт

Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт, которого мир знает под именем Вольфганг Амадей Моцарт, является величайшим чудом в истории музыки. Он родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбург. Отец его, Леопольд Моцарт, служил помощником капельмейстера в придворном оркестре архиепископа Зальцбургского. Он и сам был одаренным музыкантом, композитором и учителем музыки.

Юный Моцарт демонстрировал интерес к музыке с самого раннего возраста. Уже в три года он по слуху повторял пьесы, которые играла его семилетняя сестра Мария Анна (в семье ее звали Наннерль). Девочка тоже была вундеркиндом. Леопольд обучал детей не только музыке. Вскоре он оставил собственную карьеру, чтобы развивать таланты Анны и Вольфганга. С шести лет Моцарт с семьей путешествовал по Европе — Леопольд с гордостью демонстрировал своих талантливых отпрысков.

Шестилетний Моцарт играет на органе в венской францисканской церкви
Шестилетний Моцарт играет на органе в венской францисканской церкви

Первая поездка состоялась в 1761 году. Моцарт выступал перед Максимилианом III Баварским. В том же году семейство посетило Вену и Прагу, а следующая поездка растянулась на три года. Моцарты дважды побывали в Мюнхене, Мангейме, дважды в Париже, Лондоне, Гааге, Цюрихе и Донаушингене. В 1764 году в Лондоне Моцарт познакомился с сыном Иоганна Себастьяна Баха Иоганном Христианом.

Вновь они встретились в 1765 году, а потом в 1767-1768 годах, когда семья поселилась в Вене.

«В возрасте пяти лет он уже сочинял небольшие пьески, играл их отцу, а тот их записывал». Мария Анна Моцарт

В декабре, оставив мать и сестру в Зальцбурге, Моцарт с отцом отправился в новую поездку, на этот раз в Италию. Путешествие продлилось до марта 1771 года. Моцарт побывал в Болонье, Риме и Милане. В Милане в 1770 году состоялась премьера первой его оперы «Митридат, царь Понтийский». После возвращения в Австрию в 1771 году Моцарт еще дважды посещал Милан до 1773 года. Во время второй поездки он написал для знаменитого певца-кастрата Венанцио Рауццини мотет Excultate, jubilate. Этот мотет и поныне остается одним из самых популярных произведений композитора.

По возвращении в Зальцбург в марте 1773 года Моцарт получил должность придворного музыканта правителя города, принца-архиепископа Иеронима Коллоредо. За следующие четыре года он написал огромное количество музыки в самых разных жанрах: симфонии, небольшие оперы, камерные произведения. Но жалованье было весьма скромным, да и ставить оперы Моцарт не мог. За четыре года службы он смог посетить Вену и Мюнхен, а в сентябре 1777 года уволился, чтобы найти более высокооплачиваемую работу.

Во время следующей поездки Моцарт посетил Аугсбург, Мангейм, Париж (здесь в 1778 году состоялась премьера его «Парижской» симфонии) и Мюнхен. Эта поездка стала для Моцарта знаковой. В Мангейме он познакомился с семейством Веберов и увлекся их дочерью Алоизией. Однако женился он на другой их дочери, Констанце. В 1781 году Моцарт с семьей поселился в Вене. В браке у него было шестеро детей, но пережили младенчество лишь двое.

В январе 1779 года Моцарт вернулся в Зальцбург, где получил новую должность при дворе. Впрочем, жалованье оказалось не намного лучше. В родном городе он провел два года. После успешной премьеры оперы «Идоменей», которая состоялась в Мюнхене в январе 1781 года, Моцарт был приглашен к императорскому двору в Вену. Он отправился вместе с архиепископом Коллоредо, который участвовал в празднествах по поводу восшествия на престол Иосифа II, но во время этой поездки отношения между музыкантом и архиепископом окончательно испортились. В мае 1781 года Моцарт оставил пост придворного музыканта. После этого композитор жил в Вене, где написал около 200 произведений. Разрыв с Коллоредо привел к охлаждению отношений с отцом — Леопольд всегда поддерживал архиепископа. В 1783 году Моцарт приехал в Зальцбург, чтобы помириться с отцом и сестрой. Там он написал мессу до минор.

Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт

Поначалу Моцарт вел в Вене весьма свободный и роскошный образ жизни — его музыка пользовалась большим успехом. К середине 80-х годов XVIII века уже были написаны самые значимые его оркестровые и оперные произведения — «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». В 1787 году он даже стал придворным «камерным композитором» Иосифа II. Однако впоследствии его положение ухудшилось. После Французской революции 1789 года Австрия начала войну с Францией, и средств на поддержку музыкантов больше не было. Моцарт начал занимать деньги у друзей, давал уроки игры на рояле, сдавал комнаты внаем. В 1789 и 1790 годах он ездил в Германию, но эти поездки не улучшили его финансового положения.

Несмотря на все проблемы, последние годы жизни Моцарта были весьма продуктивными. В это время он написал самые знаменитые свои произведения, в том числе оперу «Волшебная флейта». В ней явственно чувствуются масонские мотивы (Моцарт стал франкмасоном в 1784 году). За год до смерти Моцарт начал писать «Реквием», который так и остался незаконченным. Моцарт умер 5 декабря 1791 года. Его ранняя смерть вызвала многочисленные слухи об отравлении.

Сегодня все произведения Моцарта нумеруются по каталогу Кехеля (обозначается «К» или «Kv») — Людвиг фон Кехель составил полный каталог сочинений композитора в 1862 году.

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен был одним из величайших композиторов в истории человечества. Он играл главенствующую роль в западной музыке в период перехода от классицизма к романтизму. Бетховен родился в Бонне 17 декабря 1770 года. Семья его была очень музыкальной: и дед, и отец служили придворными музыкантами курфюрста Кельнского. Отец стал первым учителем маленького Людвига, но, заметив его недюжинный талант, в 1779 году отправил сына к придворному органисту и лучшему учителю музыки Бонна Кристиану Готлобу Нефе. Нефе преподал юному Бетховену основы музыкальной композиции.

«Запомните этого молодого человека, однажды он заставит весь мир говорить о себе». Моцарт в 1787 году о Бетховене, когда тому было 17 лет

С 1781 года (сначала бесплатно, а с 1784-го за жалованье) Бетховен работал помощником органиста в Нефе. В марте 1783 года с помощью Нефе ему удалось опубликовать свои первые сочинения. Через четыре года Бетховен приехал в Вену, надеясь увидеться с Моцартом, однако никаких сведений об их встрече не сохранилось. Но в музыке Бетховена явственно чувствовалось влияние великого австрийца. Из Вены пришлось уехать — у Бетховена умерла мать. В Бонне Людвигу пришлось справляться не только с тяжестью утраты. Отец начал сильно пить, поэтому юноше пришлось взять на себя заботу о младших братьях.

Вскоре Бетховен познакомился с графом Фердинандом фон Вальдштейном, который стал его главным покровителем. Большое влияние на Бетховена оказал Йозеф Гайдн, с которым он встретился в 1790 году. Гайдн помогал Бетховену во время его пребывания в Вене в 1792 году.

Первоначально Бетховен собирался сделать карьеру пианиста-виртуоза, но под руководством Гайдна начал изучать композицию. В этом ему помогали Антонио Сальери и Иоганн Альбрехтсбергер. Хотя проживание в Вене сначала финансировал курфюрст Кельна, но к середине 90-х годов деньги поступать перестали. После этого Бетховена поддерживали влиятельные аристократы, которые ценили его виртуозную игру на рояле.

«Благодаря неустанному усердию вы получите дух Моцарта из рук Гайдна». Граф Фердинанд фон Вальдштейн

В 1794 году Бетховен много писал и в следующем году показал свои сочинения, в том числе фортепианное трио, которое стало его первым опусом. Успех этих произведений принес Бетховену известность и деньги, что позволило ему в 1796 году совершить большую поездку в Прагу, Дрезден, Лейпциг и Берлин, где его концерты проходили с огромным успехом. В 1797 году он вернулся в Вену, где серьезно заболел. Тогда он впервые почувствовал ухудшение слуха. К 1802 году Бетховен понял, что глухота будет полной. Это вызвало у него глубочайшую депрессию, особенно в последние годы. И все же он был преисполнен решимости бороться со своим несчастьем и сумел создать подлинные шедевры. Однако с концертной карьерой после неудачной попытки исполнить Пятый концерт для фортепиано с оркестром в 1811 году пришлось расстаться. Никакие средства улучшения слуха (многие из них сохранились до наших дней) ему не помогали. К 1814 году Бетховен был абсолютно глух.

Партитура последней части Девятой симфонии Бетховена
Партитура последней части Девятой симфонии Бетховена

С 1798 года, после поездки в Прагу, Бетховен целиком посвятил себя композиции. В этот период он создал свои главные оркестровые произведения. В 1800 и 1802 годах он закончил Первую и Вторую симфонии, а с 1798 по 1800 год написал шесть струнных квартетов, посвященных меценату, князю Лобковицу.

В начале XIX века музыкальный стиль Бетховена изменился, стал более героическим и возвышенным. Впервые это почувствовалось в Третьей симфонии «Героической», премьера которой состоялась в 1805 году. Симфония оказалась самой длинной из всех ранее написанных — 50 минут. В этот период Бетховен окончательно из классициста превратился в композитора-романтика. Он написал шесть из девяти симфоний, оперу «Фиделио» и скрипичный концерт. Но финансовая нестабильность мучила его. В 1805 году он потерял должность штатного композитора венского театра Ан дер Вин. Пошатнувшееся здоровье заставляло его часто обращаться к докторам. Кроме того, его преследовали неудачи в личной жизни.

В эти годы он писал очень мало. Лишь в середине 1813 года, получив известие о победе Веллингтона над армией Наполеона при Виттории, он создал симфонию «Победа Веллингтона», премьера которой состоялась в Вене в конце года. Так начался третий, «поздний» период его творчества. Музыка Бетховена смягчилась, стала более интимной и лирической. Возраст и болезни неизбежно брали свое. После 1813 года композитор часто вообще не мог работать. Но когда здоровье улучшалось, он продолжал писать музыку. В эти годы были созданы два величайших его шедевра — Девятая симфония с «Одой к радости» (сейчас это гимн Евросоюза) и Торжественная месса.

Болезни приковали Бетховена к постели. Он умер 26 марта 1827 года и был похоронен три дня спустя. В последний путь его провожали 20 тысяч человек, выстроившихся вдоль улиц, по которым ехал погребальный кортеж.

Другие композиторы периода классицизма

  • Иоганн Альбрехтсбергер (1736-1809). Австрийский композитор, близкий друг Моцарта, один из лучших органистов XVIII века. Среди его учеников был Людвиг ван Бетховен.
  • Карл Филипп Эммануэль Бах (1741-1788). Сын Иоганна Себастьяна Баха, известный клаве- синист и композитор. Сыграл большую роль в развитии жанра сонаты.
  • Иоганн Христиан Бах (1732-1782). Сын Иоганна Себастьяна Баха родился в Германии, но большую часть жизни провел в Англии, получив прозвище «лондонского Баха». Капельмейстер Георга III, известный композитор, автор ряда симфоний и фортепианных концертов.
Иоганн Христиан Бах
Иоганн Христиан Бах
  • Луиджи Керубини (1760-1842). Керубини родился в Италии, но наибольшего успеха добился в Париже. Он прославился операми, которые в конце XVIII века пользовались огромной популярностью. Бетховен считал Керубини величайшим композитором из ныне живущих.
  • Муцио Клементи (1752-1832). Уроженец Италии, Клементи с 1774 года жил в Британии и считался одним из самых выдающихся пианистов своего времени. Он не только писал музыку, но еще и занимался изданием нот и изготовлением роялей. На его надгробии в Вестминстерском аббатстве написано: «Здесь лежит отец фортепиано».
  • Кристоф Виллибальд фон Глюк (1714-1787). Глюк родился в Германии, а образование получил в Праге. Он сыграл важнейшую роль в развитии оперы в XVIII веке. Самая известная его опера «Орфей и Эвридика» была написана в 1762 году.
  • Леопольд Моцарт (1719-1787). Отец Вольфганга Амадея Моцарта был придворным композитором и учителем игры на скрипке. Он является автором множества религиозных и светских произведений.
  • Антонио Сальери (1750-1825). Сальери родился в Италии, но большую часть жизни провел в Вене. Он был настоящим мастером оперы, но слава Моцарта затмила его. Слухи о его причастности к смерти Моцарта, скорее всего, не имеют под собой оснований.



Поделиться ссылкой