Музыка Раннего периода и эпохи Ренессанса

К этому периоду относят музыку, написанную до XVII века. Период охватывает более тысячи лет музыкальной традиции. Большая часть этой музыки была написана для католических богослужений в период от падения Западной Римской империи до великой революции в мире искусства, ознаменованной Ренессансом. Многие произведения были «утеряны» и открыты вновь лишь в прошлом веке, когда интерес к истории музыки стал подкрепляться наукой. Сегодня благодаря современным записям средневековую музыку может услышать больше людей, чем во времена ее создания.

гравюра XV века изображает падение стен Иерихона от звука труб войска Иисуса Навина
Старинные инструменты: гравюра XV века изображает падение стен Иерихона от звука труб войска Иисуса Навина

Классическая музыка берет начало в Древней Греции. Пифагор, которого мы знаем по знаменитой теореме о сторонах прямоугольного треугольника, первым начал кодировать музыкальные произведения. Древние музыкальные инструменты, такие как струнная лира, были предшественниками тех, что хорошо нам знакомы сегодня по большим симфоническим оркестрам.

Большая часть музыки, дошедшая до нас с тех времен, носит религиозный характер. Это неудивительно, учитывая центральную роль, что играла церковь тогда в жизни каждого человека. Да и самыми образованными людьми того времени были монахи, монахини и клирики. Самой распространенной формой музыки являлся хорал. Его можно было услышать в любой церкви, чаще всего григорианский. Название он получил в честь Григория I, занимавшего папский престол с 590 по 604 год. Именно он приказал упростить и каталогизировать церковную музыку.

Однако существовали и другие формы церковных песнопений. Хорал — это разновидность монофонической музыки, которую исполняли преимущественно хором.

Григорианский хорал: Буквица «Е» из Псалтиря Пия II с григорианским хоралом
Григорианский хорал: Буквица «Е» из Псалтиря Пия II с григорианским хоралом

С XII века популярность приобрели и светские песни странствующих менестрелей и трубадуров, где воспевалась куртуазная любовь и рыцарские подвиги.

С XII века одноголосную церковную музыку постепенно вытесняет многоголосная, полифоническая, в которой присутствуют две или более независимых мелодий. В конце XII века в парижском соборе Нотр-Дам работали два музыканта, Леонин и Перотин. Леонин составил первый манускрипт полифонической музыки Magnus Liber (Большая книга), а Перотин его отредактировал.

«Жоскен — мастер нот; они покоряются его воле, тогда как другим композиторам приходится делать то, чего хотят от них ноты». Мартин Лютер о Жоскене Депре, величайшем композиторе эпохи по мнению его современников

Манускрипт Леонина — это отражение серьезных перемен: появилась и стала развиваться нотная запись музыки. До этого певцы заучивали распевы на слух и передавали в устной форме. Естественно, что со временем неизбежны были мелкие изменения. Нотная запись позволила передавать музыку в неизмененной форме. А когда в середине XV века появился печатный пресс, музыка получила еще большее распространение. В 1501 году Петруччи изобрел печатный пресс для печатания нот.

король Оттон IV Бранденбургский играет в шахматы, слушая придворных музыкантов
Музыка как развлечение: король Оттон IV Бранденбургский играет в шахматы, слушая придворных музыкантов

В ранний период основным заказчиком музыки была церковь. В эпоху Ренессанса появилось множество богатых аристократов и купцов. Разбогатев, эти люди потянулись к искусству, стали меценатами. Они покровительствовали художникам и музыкантам. Во время Ренессанса (Возрождения) науки и искусства пережили радикальную перемену. По мере расширения знаний люди начинали оспаривать существующий порядок. Великими покровителями искусств были итальянские аристократы, в том числе флорентийское семейство Медичи. В эту эпоху особое распространение получила инструментальная музыка — она скрашивала досуг меценатов.

Однако в эпоху Ренессанса произошла и Реформация. Европа была охвачена религиозными войнами. И на этом фоне начался другой великий этап в истории музыки — наступила эпоха барокко.

Томас Таллис

Таллис

Томас Таллис играл ведущую роль в английской литургической музыке в XVI веке. Это был очень непростой период в истории церкви, и музыка Таллиса отражает противоречия эпохи, поскольку он работал и для католической, и для протестантской церквей.

Томас Таллис родился в самом начале XVI века, вероятно, в 1505 году. О его детстве и юности мы почти ничего не знаем. Но он был истинным католиком и сохранил свою веру до конца жизни, несмотря на сильнейшее давление, которое еще больше усилилось после 1558 года, когда на трон взошла Елизавета I. Он так никогда и не вступил в лоно новой церкви. Томас Таллис всегда писал музыку для церкви. В 1531 году он стал органистом бенедиктинского монастыря в Дувре, а в 1537 году переехал в Лондон и поступил на службу в церковь Святой Марии на Холме.

В следующем году он стал органистом августинского аббатства Святого Креста в Уолтэме, но к этому времени Генрих VIII уже порвал отношения с Римом и начал кампанию по полному разорению монастырей. Уолтэмское аббатство было распущено последним — королевские представители окончательно прекратили его работу в 1540 году.

Дуврский замок. Таллис жил и работал неподалеку
Дуврский замок. Таллис жил и работал неподалеку

Таллис перебрался в кафедральный Кентерберийский собор, где прослужил три года. В 1543 году его отправили ко двору, где ему был пожалован чин джентльмена королевской капеллы. Пост придворного органиста и композитора Томас Таллис занимал на протяжении 42 лет вплоть до самой смерти в 1585 году.

Томас Таллис женился в 1552 году. Королева Мария подарила ему поместье в Кенте, которое стало для него источником постоянного дохода. В 1575 году финансовое положение Таллиса еще более упрочилось. Королева Елизавета даровала Таллису и Уильяму Бёрду монопольное право печати и публикации нот на бумаге на 21 год. Среди опубликованных Таллисом и Бёрдом нот был первый изданный в Англии сборник гимнов и мотетов Cantiones Sacrae. Таллис умер 23 ноября 1585 года в своем доме в Гринвиче. Его похоронили в церкви Сент-Элфидж в Гринвиче. В 1710 году во время бури церковь была разрушена. Восстановлением ее руководил Николас Хоксмур. Во время реконструкции гробница Таллиса оказалась уничтожена.

Ранние композиции Таллиса представляли собой антифонные молитвы. Примером этого может служить Salve intemerata virgo — очень типичное произведение для английской литургической музыки до разрыва Генриха VIII с Римом. Во время краткого правления Эдуарда VI начала формироваться англиканская литургия. Таллис одним из первых композиторов начал писать гимны на английском языке. После смерти Эдуарда на трон в 1553 году взошла королева Мария, и в моду вновь вернулась католическая традиция. В этот период Таллис трудится очень плодотворно. В 1554 году он сочинил Puer natus est nobilis («Рождественскую мессу», 1554) — одно из немногих произведений, которое можно точно датировать.

Церковь Сент-Элфидж в Гринвиче
Церковь Сент-Элфидж в Гринвиче, где был похоронен Таллис. Его гробница была разрушена в XVIII веке

Католическое возрождение, ознаменованное правлением Марии, оказалось недолговечным. В 1558 году на английский трон взошла Елизавета. Новая королева изменила религиозную атмосферу страны, и господство протестантизма стало полным. Таллис продолжал сочинять музыку до конца жизни, но при этом оставался более консервативным, чем его современники, в том числе и Уильям Бёрд.

«Здесь лежит достойный человек, посвятивший свою долгую жизнь музыке. Звали его Томас Таллис. Он достиг высот в своем благородном занятии. Много лет он служил в капелле и удостоился похвал нескольких монархов, что есть большая редкость. Его музыкой восхищались король Генрих и придворные принца Эдуарда, королева Мария и наша королева Елизавета» Надпись на надгробии Томаса Таллиса в церкви Сент-Элфидж в Лондоне. Таллис похоронен здесь, а его надгробие в начале XVIII века было перестроено

Другие композиторы Раннего периода и эпохи Ренессанса

  • Гийом Дюфаи (1397-1474). Бельгиец по рождению, Дюфаи писал и светскую, и религиозную музыку. Одно из его произведений - месса L'Homme Arme («Вооруженный человек»), написанная в 50-е годы XV века.
  • Джон Данстейбл (1390-1453). Английский композитор Данстейбл пользовался настолько большим влиянием, что многие перемены в музыке того периода (в том числе и разработку контрапункта) ошибочно приписывают ему. Его творчество было широко известно во всей Европе.
  • Хильдегарда Бингенская (1098-1179). Германская монахиня, с 1147 года аббатиса нового монастыря в Бингене. Хильдегарда была известным поэтом, дипломатом и композитором—очень необычно для женщины того времени. В ее творчестве преобладают одноголосные религиозные сочинения.
  • Гильом де Машо (ок. 1300-1377). Хотя французский композитор де Машо был священником, он сочинял не только религиозную, но и светскую музыку. Он одним из первых композиторов использовал полифонию для поэзии — De Touts Flours. Такое построение доминировало в музыке вплоть до конца XV века. Единственную мессу Messe de Notre Dame Машо написал примерно в 1363 году.
  • Йоханнес Окегем (ок. 1414-1497). Уроженец Нидерландов Окегем был придворным музыкантом французского короля Карла VII. Одновременно он выполнял и дипломатические обязанности. Окегем писал и светскую, и религиозную музыку. Как и Дюфе, в середине XV века Окегем написал мессу L'Homme Arme.
  • Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525-1594). Итальянский композитор Палестрина был одним из самых плодовитых мастеров позднего Ренессанса. Его творчество — это апогей контрапункта. Ему приписывается около 650 композиций, преимущественно религиозных, в том числе Missa Brevis («Короткая месса») 1570 года и «Плач Иеремии» 1588 года.
  • Джон Тавернер (1490-1545). Не следует путать этого английского композитора с нашим современником Джоном Тавернером (род. 1944). Тавернер был ярым протестантом, соратником Томаса Кромвеля, органистом, учителем музыки и певцом. Писал он преимущественно религиозную музыку, в том числе Magnificat (ок. 1540).



Поделиться ссылкой