От мала до велика. Музыкальные формы

«Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.»
Г. Лейбниц

Каждому знакомы такие философские категории, как форма и содержание. Это два универсальных понятия, которыми принято обозначать сходные стороны любого явления, действия или вещи. К музыке категории формы и содержания также применимы.

Однако прежде чем перейти к перечислению форм музыкальных произведений, необходимо разобраться с вопросом определения формы в музыке.

Определение определения

Что же такое форма в музыке? Даже сами музыканты к данному определению относятся неоднозначно. Одни говорят, что форма — это структура произведения и только. Другие связывают форму с жанром, и тогда акцент может смещаться в самые неожиданные стороны, вовлекая в определение формы совершенно неожиданные на первый взгляд грани: особую технику композиции (фуга), ритм или темп (менуэт), манеру исполнения (концерт), число исполнителей (трио) и даже национальный колорит (мазурка).

Темп (лат. tempus — время) — мера времени в музыке, скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения темпа служит метроном. Темп в большей степени определяет характер музыки. Быстрые темпы служат для передачи движения, жизнерадостного настроения, энергии, смятения, драматизма. Медленные — для передачи покоя, неподвижности, печали, горя. Средние темпы наиболее нейтральны и используются в музыке разного содержания.

Действительно, форма в музыке практически неразрывно связана как с жанром, так и со стилем. Но все-таки общепринятым определением стало следующее. С одной стороны, форма — это конструкция произведения, его «скелет», определенный порядок, в котором выстраиваются его части, а проще говоря, схема, согласно которой композитор без труда сможет написать сонату или песню, фугу или рондо. Но с другой стороны, это не только сама схема, но еще и процесс развития музыкальных средств, которые автор использовал в произведении для создания художественного образа (мелодия, тембр, регистр, ритм или гармония).

Итак, форма — это схема и развитие музыкальных средств внутри этой схемы.

От фундамента до крыши

В древние времена не строили дома, человек мог считать домом пещеру в скале. Но шли века, и люди научились возводить постройки из бревен, камней и кирпичей. Да и что говорить, чем меньше единица, тем больше возможностей для вариаций. В музыке самым мелким «строительным материалом» являются мотив, фраза и предложение.

Мотив (от лат. «двигаю») — это яркий и легко запоминающийся мелодический оборот, его размер может составлять от одного, двух, трех звуков до целого такта.

Такт (лат. tactus — касание) — единица музыкального метра, промежуток между двумя соседними сильными долями. В нотной записи такт — совокупность нот, заключенная между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотоносце (нотном стане)

Несколько мотивов, объединенных в единое целое, называется фразой (от греч. «выражение»). Первоначально длительность фразы была напрямую связана с дыханием певца, исполнявшего вокальную партию. Понятие расширилось с развитием инструментальной музыки.

Фразы, в свою очередь, объединяются в предложения. Обычным размером предложения считают четыре такта. Завершается этот музыкальный «кирпичик» кадансом (от лат. «оканчиваюсь») — заключительным музыкальным оборотом.

Наконец, из предложений составляется период. Это законченная самостоятельная музыкальная форма. Чаще всего (хотя и не всегда) период состоит из двух предложений с разными кадансами. Без периода невозможно представить вокальную музыку, потому что простейшая форма периода известна буквально всем и каждому, из них состоят куплеты и припевы песен.

«Как бы часто и глубоко я ни был несчастен, внутри меня всегда живет тихая, чистая гармония и музыка» (Винсент Ван Гог)

Что нам стоит дом построить

Итак, мы знаем, из чего строится музыка. А как это сделать?

При построении музыкального произведения композиторы опираются на три основных принципа: повторение, варьирование и контраст. Для воплощения этих принципов применяются всевозможные средства: ритм, мелодия, тембр или гармония.

Повторение, варьирование и контраст встречаются как в вокальных жанрах, так и в инструментальных. Строфическая форма, в которой мелодия повторяется, оставаясь неизменной, в чистом виде возможна лишь в вокале, потому что в данном случае контраст или повторение создаются только с помощью поэтического текста. Но и для вокальных, и для инструментальных жанров характерно использование рефрена — повторяющейся части.

К основным структурам построения музыкального произведения относят следующие (буквы используются для обозначения частей разного типа):

  • Куплетная форма (А-В-А-В-А)
  • Двухчастная форма (А-В)
  • Трехчастная форма (А-В-А)
  • Форма с рефреном (рондо) (А-В-А-С-А)
  • Вариационная форма (А-А1-А2-А3-А4-А5 и т. д.)

Конечно, этим количество форм не ограничивается. Более сложные построения образуются при изменении или расширении основных структур. Рондо можно усложнить, написав его по тому же принципу повторения и контраста, но введя еще один повторяющийся период (А-В-А-С-А-В-А). Можно обратиться к приему «бесконечной мелодии», столь любимому, например, Вагнером. В его композициях почти невозможно найти четкую границу между разделами. Для этой сложной формы был даже придуман специальный немецкий термин — durchkomponiert («основанный на сквозном развитии»). Такая организация характерна для произведений, в которых используется слово (часто — отдельное литературное произведение).

Следует отметить, что принцип повторения доминировал в музыке задолго до появления принципа развития. Послушайте старинные музыкальные композиции и убедитесь, что все они строятся на вариации и повторении. Развитие темы приходит в музыкальное искусство с расцветом инструментальной музыки. Именно в ней композиторам была дана возможность выделить и показать элементы, которые могут изменяться и взаимодействовать между собой.

Наконец, объединение нескольких музыкальных фрагментов, написанных по разным структурным схемам, рождает более крупное произведение, или так называемый цикл (опера, оратория, соната, квартет, симфония, сюита и т. д.). В таком случае принято разделять произведение на части (по количеству фрагментов) и обозначать для каждой части темп и характер исполнения.

С подобным делением можно соглашаться или спорить, но очевидно одно: форма музыкального произведения — это не статичное явление. Новые формы всегда возникали вместе с новыми инструментами, способами игры, потребностями общества. А это значит, что новые формы и новые методы композиции будут появляться и далее.

«Я раб ритма. Я как палитра. Я танцую так, как чувствую в эту секунду. Если ты начинаешь размышлять, то всё, ты — труп. Выступать — это не про разум, это про чувства» (Майкл Джексон)



Поделиться ссылкой