Русские оперы с мировым именем

Русская опера появилась в XIX в., в эпоху расцвета французской, немецкой и итальянской опер, но она не только догнала классические национальные оперные школы, но и опередила их. Русские композиторы традиционно выбирали для своих произведений сюжеты народного характера.

Новосибирский академический оперный театр
Новосибирский академический оперный театр — крупнейший театр России

«Жизнь за царя», М. И. Глинка

Опера «Жизнь за царя», или «Иван Сусанин», рассказывает о событиях 1612 г. — походе польской шляхты на Москву. Автором либретто стал барон Егор Розен, однако в советское время по идеологическим соображениям редакция либретто была поручена Сергею Городецкому. Премьера оперы состоялась в Большом театре Петербурга в 1836 г. Долгое время партию Сусанина исполнял Федор Шаляпин. После революции «Жизнь за царя» ушла с советской сцены. Были попытки адаптировать сюжет оперы под требования нового времени: Сусанина принимали в комсомол, а финальные строки звучали как «Славься, славься, советский строй». Но благодаря Городецкому при постановке оперы в Большом театре в 1939 г. «советский строй» был заменен «русским народом». Большой театр с 1945 г. традиционно открывает сезон различными постановками «Ивана Сусанина» Глинки. Самая масштабная постановка оперы за рубежом была реализована в миланском театре Ла Скала.

«Каменный гость», А. С. Даргомыжский

Идея оперы возникла у Даргомыжского в 1863 г. Однако композитор сомневался в ее успехе и рассматривал работу как творческую разведку, забаву над «Дон-Жуаном» Пушкина. Он писал музыку на пушкинский текст «Каменного гостя», не изменяя в нем ни единого слова. Однако проблемы с сердцем не позволили композитору закончить оперу. Он умер, попросив в завещании своих друзей Кюи и Римского-Корсакова завершить работу. Впервые опера была представлена зрителю в 1872 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Зарубежная премьера состоялась только в 1928 г. в Зальцбурге. Эта опера стала одной из основополагающих, без ее знания невозможно понять не только русскую классическую музыку, но и общую культуру нашей страны.

«Борис Годунов», М. П. Мусоргский

Опера, в которой в качестве двух действующих лиц выбраны царь и народ, была начата Мусоргским в октябре 1868 г. Для написания либретто композитор использовал текст одноименной трагедии Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Карамзина. Темой оперы стало правление Бориса Годунова перед Смутным временем.

Композитор закончил первую редакцию оперы «Борис Годунов» в 1869 г., представив ее театральному комитету Дирекции императорских театров. Однако рецензенты забраковали оперу, отказав в постановке из-за отсутствия яркой женской роли. Мусоргский ввел в оперу любовную линию Марины Мнишек и Лжедмитрия. Также им была добавлена монументальная сцена народного восстания, которая сделала финал более эффектным. Несмотря на все коррективы, опера опять была отвергнута.

Ее удалось поставить лишь два года спустя, в 1874 г., на сцене Мариинского театра. За рубежом премьера «Бориса Годунова» состоялась в парижской Гранд-опера 19 мая 1908 г.

«Пиковая дама», П. И. Чайковский

Опера была закончена Чайковским ранней весной 1890 г. во Флоренции, а первая постановка состоялась в декабре этого же года в Мариинском театре Петербурга. Опера была написана композитором по заказу Императорского театра, причем поначалу Чайковский отказался брать заказ, аргументируя свой отказ отсутствием в сюжете должной сценичности. Интересно, что в повести Пушкина главный герой носит фамилию Германн, а в опере главным действующим лицом становится человек по имени Герман — это не ошибка, а намеренное авторское изменение. В 1892 г. опера была впервые поставлена за пределами России — в Праге. Затем состоялись первая постановка в Нью-Йорке в 1910 г. и премьера в Лондоне в 1915 г.

Опера «Пиковая дама», П. И. Чайковский
Опера «Пиковая дама», П. И. Чайковский

«Князь Игорь», А. П. Бородин

Основой для либретто стал знаменитый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Идея сюжета была подсказана Бородину критиком Владимиром Стасовым на одном из музыкальных вечеров у Шостаковича. Опера создавалась в течение 18 лет, но так и не была закончена композитором. После смерти Бородина работу над произведением завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Существует легенда, что Глазунов смог по памяти восстановить единожды услышанную им увертюру оперы в авторском исполнении, однако сам Глазунов это мнение опровергал. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков проделали большую часть работы, они настояли на том, что «Князь Игорь» полностью принадлежит Александру Порфирьевичу Бородину. Премьера оперы прошла в Мариинском театре Петербурга в 1890 г., через девять лет в Праге ее увидел и иностранный зритель.

«Золотой петушок», Н. А. Римский-Корсаков

Опера «Золотой петушок» была написана в 1908 г. по одноименной пушкинской сказке. Эта опера стала последней работой композитора. Императорские театры отказали в ее постановке. Но через месяц после того как зритель впервые увидел «Золотого петушка» в 1909 г. в московском оперном театре Сергея Зимина, оперу поставили в Большом театре, а затем она начала триумфальное шествие по всему миру: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Берлин, Вроцлав.

«Леди Макбет Мценского уезда», Д. Д. Шостакович

Опера по мотивам одноименной повести Лескова была завершена в декабре 1930 г., впервые поставлена в Михайловском театре Ленинграда в январе 1934 г. В 1935 г. опера была показана зрителям Кливленда, Филадельфии, Цюриха, Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Лондона, Праги, Стокгольма. Во второй половине 1930-х гг. вплоть до 1950-х гг. «Леди Макбет Мценского уезда» была запрещена к постановке в России, а самого композитора осудило руководство коммунистической партии страны. Произведение было охарактеризовано как «сумбур вместо музыки», «умышленно сделанное шиворот-навыворот» и послужило поводом для травли композитора. Постановки в России возобновились только в 1962 г., однако зрители увидели оперу под названием «Катерина Измайлова».




Поделиться ссылкой