Николо Паганини родился 27 октября 1782 года в Италии. Его отец был обычным торговцем. С юных лет мальчик поражал окружающих необычайно красивой и виртуозной (для его возраста) игрой на скрипке. Заметив невероятные музыкальные способности сына, отец начал пользоваться этим. Он заставлял ребенка часами играть на площадях перед публикой (а сам в это время собирал деньги за «концерт»), возил сына по всем окрестностям Италии, не позволяя ему вдоволь поесть и выспаться.
Бродячий музыкант
Когда Николо исполнилось 16 лет, он решил убежать от своего жестокого отца. Теперь юный скрипач сам давал концерты на площадях и улицах Италии. Так продолжалось 6 лет. Когда Паганини исполнилось 22 года, он решает заняться изучением теории музыки. Буквально за год он смог добиться колоссальных результатов и стал знаменитым, он даже получил предложение поступить на службу придворным скрипачом.
Придворный музыкант
Проработав около четырёх лет при дворе, Николо Паганини решает бросить службу и начать гастроли по стране. С 1808 по 1828 гг. он даёт концерты в каждом концертном зале Италии, собирая огромное количество слушателей. Параллельно с выступлениями Паганини пишет музыку. Среди его произведений можно найти только инструментальные произведения, написанные, в основном, для скрипки и гитары. Помимо скрипки, Паганини виртуозно играл и на гитаре.
Написанные Паганини произведения под силу сыграть не каждому профессиональному и опытному скрипачу. Так владеть инструментом, как итальянский виртуоз, пока не может никто. С невероятной лёгкостью исполнял он самые сложные произведения. В народе нередко ходили слухи, что Паганини продал душу дьяволу, за что получил такие выдающиеся способности. Другие говорили, что Паганини сам был дьяволом. Как бы то ни было, талант композитора и исполнителя был и остается непревзойденным.
Произведения Н. Паганини
Для скрипки соло:
24 каприччио (1801-1807).
Для скрипки с оркестром:
5 концертов (1811-1818).
Для скрипки и фортепиано:
8 сонат (1807-1828), в том числе:
«Наполеон» (1807, на одной струне);
«Весна» (1838 или 1839);
«Вечное движение» (после 1830).
Вариации:
«Ведьма»;
на темы из оперы «Моисей» (1819);
на темы из оперы «Танкред»;
«Кантабиле».
Для скрипки и гитары:
6 сонат (1801-1806).
Камерно-инструментальные ансамбли.