Колпак свободы (головной убор)

В Малой Азии с XIII по V век до н. э. жили фригийские племена. Основным головным убором им служил свалянный из овечьей шерсти колпак со свисающей на лоб верхушкой. Колпак этот приглянулся древним грекам, которые назвали его пилеусом.

Колпак свободы. 1789 г.
Колпак свободы. Лубок 1789 г. Народ Парижа ликует. Символ его свободы - красный фригийский колпак каторжников. Над головами реют лозунги: «Да здравствуют якобинцы», «Да здравствует Марат». Пройдет несколько лет, и многих вождей революции отправят на гильотину. Под одобрительные крики толпы

У них его, как и многое другое, заимствовали древние римляне, завоевавшие Грецию. Уже тогда пилеус приобрел статус колпака свободы. Правом носить его, как и другие шляпы, обладали лишь свободные люди. Но не рабы. Рабу дарили пилеус, когда его отпускали на свободу или продавали. Отсюда латинское выражение «пилеум рэдимере» (отпускать на свободу) или «сервос ад пилеум вокаре» (призывать рабов к восстанию, обещая им свободу). На время сатурналий — празднеств в честь бога Сатурна, когда хозяева и рабы как бы становились равными, — и те и другие резвились и веселились в колпаках свободы. Позднее, в эпоху древнеримской империи, патриции отказались от пилеусов, которые отныне носил только трудовой люд. Но символика пилеуса сохранилась.

Еще в VI веке до и. э. фригийский колпак был выбит на медали в честь изгнания из Рима последнего царя Тарквиния Гордого, пришедшего к власти с помощью убийства. Пятьсот лет спустя римляне надели эти колпаки, избавившись от тирании императора Нерона, в день его смерти. Прошло почти две тысячи лет, и колпаки свободы пригодились французским революционерам, которые заимствовали у каторжан красные колпаки со свисающей на лоб верхушкой. Якобинцы стали носить эти колпаки с трехцветной кокардой, сделав их символом республиканской Франции. Правда, Марат решительно возражал, и к 1794 году фригийский колпак покинул буйные головы революционеров.

После 1870 года, когда пала Вторая империя, красный колпак свободы с трехцветной кокардой оказывается на голове Марианны (по-французски Марьянн) — нового символа Французской республики, третьей по счету.

Очень по душе пришелся фригийский колпак борцам за независимость стран Центральной и Южной Америки — настолько, что оказался в государственных гербах Аргентины, Колумбии, Кубы и Никарагуа.




Поделиться ссылкой