Античная обувь греческого происхождения.
Под этим названием была известна обувь актеров в трагедиях, особенно греческих; у них была очень толстая пробковая подошва, и актер казался выше ростом — так ему полагалось по роли. Но чтобы подобная уловка была незаметна зрителю, приходилось выходить на сцену в длинной, до пят, одежде. Когда римляне говорили «сменил простую обувь на котурны», это означало, что кто-то отказался от простоты ради высокопарности.
Мода нашего времени воскресила котурны, в них можно видеть и женщин, и мужчин, особенно молодежь. Но уже не на подмостках, а в обыденной жизни. Никто их не скрывает под одеждой, скорее наоборот, с удовольствием демонстрируют гигантские подошвы.
Котурнами называли еще высокие кожаные сапоги для охоты, которые закрывали ступню целиком и поднимались до середины (или несколько выше) икр. Спереди стягивались шнуровкой, а сверху имели отвороты.
В отличие от другой обуви, такие котурны различались по правой и левой ноге и, как считали древние, «навечно принадлежали той или иной ноге».
Третья разновидность котурнов — эндромисы, то есть «элитные» сапоги, в которых римляне изображали своих богов и богинь — таких, как Диана-Охотница, Бахус (бог вина) и Меркурий (бог торговли), богиню Рима и обожествленных ими императоров. Конечно, эти котурны не были бытовой обувью. И когда один знатный римлянин осмелился показаться в подобной обуви на публике, неистовый Цицерон обрушился на него с гневными поношениями.