Предположительно от слова «круг».
Так называют узорные изделия из льняных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных или металлических нитей и даже из волос. В основном используются для украшения одежды, хотя нередко можно видеть кружевные скатерти, салфетки, абажуры, шторы и проч. Изготовляют кружева вручную и при помощи машин.
Ручные кружева, которые ценятся куда выше машинных, плетут с помощью коклюшек или шьют иглами. Иногда сочетают те и другие кружева.
Не исключено, что идея кружев родилась при плетении рыболовных сетей. Немного воображения помогло кому-то вместо примитивных ячеек представить себе радующие глаз узоры.
Самые древние кружева обнаружены были в древнеегипетских захоронениях. Прошло не одно тысячелетие, пока в XIV—XV веках ремесло не возродилось. На этот раз первыми стали Италия и Фландрия. Правда, до сих пор неясно, какая из этих стран вправе претендовать на приоритет. Историки утверждают, что в Италии изобрели игольчатый способ, а во Фландрии — коклюшечный, более простой. Онто и получил наибольшее распространение.
Успеху кружевного ремесла способствовали достижения в прядении, позволившие к XIII—XIV векам получать очень тонкие и прочные нити.
Кружева плели крестьянки, горожанки, монахини и великосветские дамы. «На пользу и в удовольствие приличных дам, барышень и других благородных почитателей этого искусства» издавались и переиздавались альбомы с образцами узоров.
В европейских странах кружевной промысел стал народным и кормил многие семьи. Заняты им были и взрослые и дети. Лучшие льняные кружева из особого брабантского льна поставляли Нидерланды. Высокую репутацию завоевали брюссельские кружева (названные еще в XVII в. английскими, чтобы обойти запрет на ввоз в Англию иностранных кружев). Родом из Нидерландов были «счастливые» кружева: считалось, что закончить их можно лишь по счастливой случайности, столько сложностей нужно было преодолеть кружевнице.
Знаменитые кружева малинэ, тончайшие, подобные тюлю, для дамских шляпок, — тоже родом из Нидерландов, из Михелена (сегодня в Бельгии), переделанного французами в Malines — Малин. Францию кружевная стихия захватила в XVI веке. Сыграла свою роль связь с флорентийским родом Медичи, к которому принадлежала французская королева Екатерина Медичи (1519—1589).
Но увлечение кружевами началось не с дамской, а с мужской прихоти. Католические прелаты и кардиналы украшали рукава и подол своих альб (белой длинной одежды из льна и шелка) кружевными воланами; кавалеры щеголяли в кружевах на придворных балах и приемах.
Без кружев не представляло себе жизни и славное воинство: маршалы, офицеры и простые мушкетеры воевали в кружевных воротниках и манжетах, надетых поверх кафтана. В течение Тридцатилетней войны в Европе (1618— 1648) время от времени заключались «кружевные перемирия», чтобы мушкетеры могли постирать свои кружевные манжеты да еще высушить их, развесив на прикладах мушкетов.
Кружева украшали мебель, кареты и седла, несмотря на дороговизну. Французский король Генрих III (1551—1589), известный неуемной и прямо-таки женской страстью к роскоши, извел на свои наряды четыре тысячи локтей золотых кружев. Парижские франты, по наблюдению генерал-адвоката Омера Талона, «находили удовольствие бродить по грязным улицам Парижа в высоких сапогах, широкие голенища которых были покрыты целыми мотками кружев и скорее напоминали собою вазы, набитые букетами».
Общему психозу поддался и Король-Солнце Людовик XIV: под натиском своих дочерей он истратил на кружева для них 625 тысяч франков.
Чтобы не разорять казну и зарабатывать на кружевах, великий Кольбер, генеральный контролер финансов, посулами заманил во Францию венецианских мастериц и организовал мануфактуру в Алансоне. Отсюда и пошла слава французских кружев — point de France, point de Alencon.
В России кружевное дело завел Петр I. В 1712 году, побывав в районе Рудных гор, на границе Германии и Чехии, он заинтересовался этим ремеслом и счел его зело полезным занятием для русских. Со временем кружевами прославились Вологодская, Петербургская, Орловская, Рязанская, Нижегородская губернии. Выделялась качеством кружев Балахна на Волге. В народе говорили: «Кутуз да коклюшки — балахнинские игрушки».