Кружева

Предположительно от слова «круг».

Так называют узорные изделия из льняных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных или металлических нитей и даже из волос. В основном используются для украшения одежды, хотя нередко можно видеть кружевные скатерти, салфетки, абажуры, шторы и проч. Изготовляют кружева вручную и при помощи машин.

Брюссельские кружева. XVII-XVIII вв.
В XVII-XVIII вв. тончайшие брюссельские кружева из брабантского льна покорили Европу. Завзятых модников не останавливали даже умопомрачительные цены на них. Англичане запретили их ввоз, ограждая себя от конкуренции. Чтобы обойти запрет, пришлось те же кружева переименовать в английские (англетер)

Ручные кружева, которые ценятся куда выше машинных, плетут с помощью коклюшек или шьют иглами. Иногда сочетают те и другие кружева.

Не исключено, что идея кружев родилась при плетении рыболовных сетей. Немного воображения помогло кому-то вместо примитивных ячеек представить себе радующие глаз узоры.

Самые древние кружева обнаружены были в древнеегипетских захоронениях. Прошло не одно тысячелетие, пока в XIV—XV веках ремесло не возродилось. На этот раз первыми стали Италия и Фландрия. Правда, до сих пор неясно, какая из этих стран вправе претендовать на приоритет. Историки утверждают, что в Италии изобрели игольчатый способ, а во Фландрии — коклюшечный, более простой. Онто и получил наибольшее распространение.

Плетение кружев на коклюшках
Плетение кружев на коклюшках

Успеху кружевного ремесла способствовали достижения в прядении, позволившие к XIII—XIV векам получать очень тонкие и прочные нити.

Кружева плели крестьянки, горожанки, монахини и великосветские дамы. «На пользу и в удовольствие приличных дам, барышень и других благородных почитателей этого искусства» издавались и переиздавались альбомы с образцами узоров.

В европейских странах кружевной промысел стал народным и кормил многие семьи. Заняты им были и взрослые и дети. Лучшие льняные кружева из особого брабантского льна поставляли Нидерланды. Высокую репутацию завоевали брюссельские кружева (названные еще в XVII в. английскими, чтобы обойти запрет на ввоз в Англию иностранных кружев). Родом из Нидерландов были «счастливые» кружева: считалось, что закончить их можно лишь по счастливой случайности, столько сложностей нужно было преодолеть кружевнице.

Эдвард Сэквилл граф Дорсет. Художник В. Ларкин
Эдвард Сэквилл граф Дорсет (Англия начала XVII в.) денег на наряды не жалел. На портрете мы видим его с ног до головы украшенным драгоценными кружевами. Художник В. Ларкин

Знаменитые кружева малинэ, тончайшие, подобные тюлю, для дамских шляпок, — тоже родом из Нидерландов, из Михелена (сегодня в Бельгии), переделанного французами в Malines — Малин. Францию кружевная стихия захватила в XVI веке. Сыграла свою роль связь с флорентийским родом Медичи, к которому принадлежала французская королева Екатерина Медичи (1519—1589).

Но увлечение кружевами началось не с дамской, а с мужской прихоти. Католические прелаты и кардиналы украшали рукава и подол своих альб (белой длинной одежды из льна и шелка) кружевными воланами; кавалеры щеголяли в кружевах на придворных балах и приемах.

Без кружев не представляло себе жизни и славное воинство: маршалы, офицеры и простые мушкетеры воевали в кружевных воротниках и манжетах, надетых поверх кафтана. В течение Тридцатилетней войны в Европе (1618— 1648) время от времени заключались «кружевные перемирия», чтобы мушкетеры могли постирать свои кружевные манжеты да еще высушить их, развесив на прикладах мушкетов.

Австрийский император Франц I Стефан
Австрийский император Франц I Стефан (он же герцог Лотарингский, 1708-1765) обожал золотые кружева

Кружева украшали мебель, кареты и седла, несмотря на дороговизну. Французский король Генрих III (1551—1589), известный неуемной и прямо-таки женской страстью к роскоши, извел на свои наряды четыре тысячи локтей золотых кружев. Парижские франты, по наблюдению генерал-адвоката Омера Талона, «находили удовольствие бродить по грязным улицам Парижа в высоких сапогах, широкие голенища которых были покрыты целыми мотками кружев и скорее напоминали собою вазы, набитые букетами».

Общему психозу поддался и Король-Солнце Людовик XIV: под натиском своих дочерей он истратил на кружева для них 625 тысяч франков.

Свадебное платье. Россия. Конец XIX в.
Свадебное платье. Россия. Конец XIX в.

Чтобы не разорять казну и зарабатывать на кружевах, великий Кольбер, генеральный контролер финансов, посулами заманил во Францию венецианских мастериц и организовал мануфактуру в Алансоне. Отсюда и пошла слава французских кружев — point de France, point de Alencon.

В России кружевное дело завел Петр I. В 1712 году, побывав в районе Рудных гор, на границе Германии и Чехии, он заинтересовался этим ремеслом и счел его зело полезным занятием для русских. Со временем кружевами прославились Вологодская, Петербургская, Орловская, Рязанская, Нижегородская губернии. Выделялась качеством кружев Балахна на Волге. В народе говорили: «Кутуз да коклюшки — балахнинские игрушки».




Поделиться ссылкой