Лапти (обувь)

Низкая плетеная обувь. На Руси известна с глубокой древности. Первое упоминание о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII в.).

Крестьянин в лаптях, конец XIX в.
Крестьянин в лаптях, конец XIX в. Не так уж давно - меньше ста лет назад - страна наша слыла лапотной

Когда киевский князь Владимир Святой, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 г.), его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал князю: «Эти не захотят быть нашими данниками; пойдем, князь, поищем лучше лапотников». Да и то правда: чуть ли не до начала XX века крестьянская Россия была лапотной.

По весне или в начале лета крестьяне отправлялись в лес драть липовое лыко — в эту пору оно легко снималось с деревьев. Лыко драли «в раст», пока не распустились листья. На пару лаптей обдирали три молоденьких (4—6 лет) липки. А нужно было лаптей немало — и про свой обиход, и на продажу. «Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей», — свидетельствовал известный дореволюционный писатель и этнограф С. Максимов.

Железный кочедык
Железный кочедык, которым плели лапти

За многие века устоялись приемы лапотного промысла. Лыко отмачивали в теплой воде, а потом, как правило, оставляли в запруде, чтобы легче снималась кора и получался луб. Плели лапти на колодке, пользуясь железным (или костяным) крючком-кочедыком; называли его еще свайкой или швайкой. Им же сдирали кору с деревьев.

«Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Легко дается подошва, перед и обушник (бока). А вот запятник дается не каждому: на нем сводятся все лыки и связываются петли — так, чтобы продетые в них оборы не кривили бы лаптя и не трудили ногу в одну сторону.

В народе говорят, что царь Петр все умел делать, до всего дошел сам, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Питере тот недоплетенный лапоть хранят и показывают», — читаем у С. Максимова.

Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, — то были пятерики; сплетенные в шесть строк — шестерики и в семь — семерики.

Костяной кочедык
Костяной кочедык

Великорусский лапоть отличался косым плетением лыка; белорусский и украинский — прямым.

Перед и обушник русских лаптей были плотными, жесткими. У белорусских они практически состояли из петель лыка, в которые продевали кожаные или пеньковые оборы, удерживающие лапти на ноге.

В XIX веке лапотным промыслом славилась Костромская губерния, изобиловавшая липовыми рощами. Им пробавлялись многие крестьяне, особенно в межсезонье. В работу вовлекались семьями — дел хватало и старому, и малому. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар лаптей.

Самыми красивыми считались вязовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде — тогда они розовели и становились твердыми.

Мужик плетет лапти
Мужик плетет лапти. Старинный лубок

В праздники деревенские молодухи надевали писаные лапти с передами из белого липового и розового вязового лыка, а по бортику шел венчик из узких полос лыка.

Зато самыми захудалыми лаптями на Руси прослыли ивняки, или коверзни, — из ивовой коры; даже плести их считалось зазорным. Из коры тала плели шелюжники, а из дубовой коры — дубовики. На Черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами.

В дело шли и пеньковые очесы, и ветхие веревки; лапти из них — чуни — носили в основном дома или в жаркую сухую погоду. У них, должно быть, финское происхождение: финнов в России звали чухна. Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и даже шептуны.

В районах, где лыка не было, а закупать его было накладно, из тонких корней плели коренники; из конского волоса — волосяники. В Курской губернии наладились даже делать соломенные лапти.

Среднерусский лапоть
Среднерусский лапоть. Лапти были легкой, надежной, часто бесплатной (многие плели их сами) или почти дармовой обувкой, если не считать погубленные ради лапотного лыка рощи - в основном липовые

Чтобы лапотная обувка была прочнее и ноги в ней не промокали и не замерзали, ее низ «подковыривали» конопляной веревкой. Прежде чем надеть лапти, ноги оборачивали в холщовые портянки, а потом закутывали в суконные онучи. Для работы по хозяйству удобны были плетеные ступни — подобие высоких галош (резиновые галоши, еще дорогие, вошли в деревенский быт только в начале XX в. и надевали их лишь по праздникам).

Ступни оставляли у порога, чтобы быстро надеть для работы по хозяйству, особенно весной или осенью, когда на дворе грязь, а лапти с портянками, онучами и оборами надевать долго и хлопотно.

В не столь уж давние времена лапти у русских (в отличие от сапог) были разными для правой и левой ноги, а у поволжских народов — мордвы, чувашей и татар — они не различались по ноге. Живя бок о бок с этими народами, русские переняли более практичную обувь: когда изнашивался, рвался или терялся один лапоть, другой можно было не выбрасывать.

Крестьянские ступни
Крестьянские ступни

Для многомиллионного крестьянского люда более дешевой и практичной обуви было не сыскать, «легкой для ходьбы по лесам и притом зимой — теплой, а летом — прохладной».

В конце XIX века пара лаптей (подковыренная паклей или лыком) стоила не дороже 3—5 копеек, а сапоги — несколько рублей. Правда, и снашивались лапти намного быстрее сапог: в страду за четыре дня, зимой — дней за десять. «В дорогу идти — пять пар лаптей плести», — говаривали в народе. У шведов даже сложилось понятие — «лапотная миля». Ближе к середине позапрошлого века Иван Сергеевич Тургенев в рассказе «Хорь и Калиныч» сравнивал орловского мужика с калужским оброчным крестьянином: «Первый... ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик... торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».

За свою многовековую историю лапти вошли в язык русского народа, его поговорки и присказки.

«Путает, словно кашу в лапти обувает» — так говорили о тех, кто путал в деле и разговоре. О никчемном, шатающемся без дела человеке отзывались: «Звонит в лапоть». Неразборчивому в делах и словах народ подсказывает: «Не всякое лыко в строку».




Поделиться ссылкой