Водский костюм (Водь)

Ингрия (от финского Инкери) или, по-шведски, Ингерманландия — так называлась в старину Ижорская земля, расположенная по берегам Невы и на юго-западе Приладожья. Ее населяли прибалтийско-финские племена ижорцев; суомалайсет, или, как их еще называют, — «петербургские финны», переселившиеся в эти края из Юго-Восточной Финляндии, и водь, или вадьялайн, — ветвь северо-восточных эстонцев, коренное древнее население обширной территории от южного берега Финского залива до верховий рек Плюсы и Луги и от реки Нарвы до Невы.

Народный костюм Ингрии (Водь)

С XIII в. Ингрия входила во владения Великого Новгорода, в XVII в. попала под власть Швеции, а в начале XVIII в. была возвращена России, став Петербургской губернией. Вожане говорили на собственном языке, но не имели письменности. Этому народу удалось сохранить свои культуру и народный костюм до середины XIX в., когда они практически полностью были ассимилированы русской культурой.

Женский костюм

В водском костюме существовало строгое разделение по возрастным группам. Амы — старинную одежду типа сарафана шили из белого полотна, и предназначалась она только для девушек. На свадьбу, как и на последующую замужнюю жизнь, для невесты изготовляли аналогичную одежду из синего сукна — рукку. И амы, и рукку носили непосредственно на голое тело, а уже сверху надевали короткую рубаху-рукавник ихад (букв. «рукава»). Ихад не сшивали по боковым швам, и рукава были соединены с основой только в верхней части. Девушки на выданье носили передник под названием чесярятид из двух узких полос белого полотна. Позже эти полосы стали сшивать в одну, оставляя снизу разрез. Женщины под этот передник надевали еще один — пыльвилина из синего сукна. Молодые женщины (в отличие от пожилых) его богато украшали. Кроме того, с двух сторон по бокам надевали красные шерстяные набедренники каатырыд, украшенные кораллами, бисером, монетками и ракушками каури. Старые женщины носили уммику — длинную холщовую рубаху без украшений с длинными рукавами. Позже вошли в употребление русские косоклинные сарафаны.

Пояса. К праздничным нарядам вожанки надевали два тканых пояса: нижний назывался широким, а верхний, узкий, — пестрым. Кожаный пояс пуута с оловянными бляшками девушке дарил жених. Общее количество поясов в костюме невесты, в давние времена доходило до девяти.

Молодая вожанка в головном уборе пайкас и нагрудниках мюэци и риссико; мужчина-вожанин в русской одежде
Молодая вожанка в головном уборе пайкас и нагрудниках мюэци и риссико; мужчина-вожанин в русской одежде

Головные уборы. Девушки обычно носили волосы распущенными, а по праздникам украшали их маленькой шапочкой пяясиэ, целиком расшитой бисером, ракушками каури, оловянными бляшками. На затылке у нее была петелька, в которую пропускали волосы. По форме пяясиэ была похожа на девичьи шапочки финно-угорских народов Поволжья: мариек, мордовок и удмурток, а также татарок. После замужества, женщине коротко стригли волосы (что было характерно и для некоторых эстонских областей) и надевали высокую шапку пайкас из холста (в первые годы замужества белоснежного) с двумя длинными лопастями пеапюхде (т. е. «головное полотенце»), спускающимися на спину. После рождения сына белый убор меняли на красный. Старые женщины на пайкас накидывали белое покрывало ылгалина.

Украшения. Вышитый бисером и каури большой нагрудник мюэци из красного сукна в форме полумесяца и аналогичный, но меньшего размера риссико украшали грудь замужних вожанок. В старости эти нагрудники снимали. Помимо них носили многочисленные бусы и височно-ушные украшения: на серьги подвешивали кольца пелдушкад, а на них подвески ойтанад (по-русски гайтан). Крест на двойной нитке бус носили, не снимая, с юности до конца жизни.

Обувь. Кожаные постолы вожанки носили с короткими чулками с обмотками или наголенниками, придававшими их ногам излишнюю толщину («модную» у всех народов Поволжья).

Мужской костюм

Мужской костюм вожан полностью потерял свои национальные черты в начале XIX в. и был заменен одеждой русских или финнов.




Поделиться ссылкой