Народный костюм Италии

Древнейшим народом, заселившим Апеннинский полуостров еще в XII в. до н. э., были этруски. В 509 г. до н. э. на его территории италийские племена латинов и сабинов основали Рим — самый знаменитый в истории человечества город. После падения Карфагена во II в. до н. э. Рим стал величайшей державой Древнего мира, во владения которой входили даже земли современных Великобритании, Испании, Ирака и Северной Африки.

Народный костюм Италии

В IV в. н. э. Римская империя приняла христианство и раскололась на две части: Восточную византийскую и Западную. Развитие городов-государств привело в XIV—XVI вв. к небывалому расцвету культуры, искусства и просвещения. Этот период вошел в историю под названием эпохи Возрождения.

С XV в. большая часть Италии находилась под властью Испании, а с XVIII в. — Австрии (Венецианская республика принадлежала ей до 1866 г.). В 1870 г., освободившись от власти чужеземцев, раздробленная Италия наконец стала единым Итальянским королевством. Народная итальянская культура — истинная наследница эпохи Возрождения: изысканные народные костюмы сохранили образы, формы, традиции выделки материалов давно минувших столетий. Не только каждая область, но и город и деревня развивались независимо друг от друга в составе отдельных королевств. Поэтому народные костюмы жителей Северной, Средней и Южной Италии так разнообразны.

Пастух из Лацио; житель городка Авиано
Пастух из Лацио — области на побережье Тирренского моря (центр Италии); житель городка Авиано (северо-восточная область Фриули-Венеция-Джулия)

Женский костюм

Юбки и фартуки. Жительницы северных областей Италии предпочитали носить широкие юбки в сборку, в основном черного или темно-красного цвета, а в центре и на юге — плиссированные черные и особо нарядные красные юбки. Юбки часто были чуть большей длины, чем нужно. Излишек подвертывали складкой наружу; ею в случае необходимости можно было отрегулировать длину. Неотъемлемой деталью женского костюма любой области Италии был фартук. В области Фриули (на северо-востоке Италии) белые кружева нижних юбок виднелись из-под подвернутых верхних. Фартук здесь шили из шелка контрастного цвета. На Итальянской Ривьере (побережье Лигурийского моря) юбки и фартуки шили из легких тканей в полоску (в Генуе) или клетку (городок Леричи, в заливе Специя).

Женщины Средней Италии (из области Молизе) свои черные бархатные фартуки покрывали изящными цветными вышивками тонкой ручной работы. В Кампанье и Лацио — западных областях Италии (на побережье Тирренского моря) — верхнюю юбку также любили подвертывать, открывая под ней вторую, контрастного цвета. В Римской Кампанье поверх черной юбки надевали длинный темно-зеленый фартук, сверху и снизу украшенный золотым шитьем.

На юге, в Калабрии, юбки густо плиссировали, а маленькие фартучки шили из бархата. В городах Никастро и Кастровиллари переднюю часть верхней юбки подвертывали так, что широкая золотая кайма на подоле располагалась вдоль талии. В соседней области Базиликата верхнюю гладкую часть фартука украшали вышивкой, а нижнюю закладывали в тонкие вертикальные складочки (плиссе). У жительниц острова Сардиния, расположенного в Средиземном море (к западу от Апеннинского полуострова), особым почетом всегда пользовались ткани красного цвета. Они не просто считались нарядными, но были очень дорогими, и потому одежда из них являлась признаком состоятельности. Секрет окрашивания тканей растительными красителями хранился в каждой семье, передаваясь из поколения в поколение. Бедняки традиционно шили себе костюмы из орбаче — грубой серой (хотя и очень прочной) шерстяной домотканины. Необыкновенно широкие юбки, число которых здесь могло достигать семи, как и на всем юге Апеннин, плиссировали: очень мелкие складки внизу расширялись. В каждой из четырех областей острова юбки украшали поразному. В местечке Осило, пригороде Сассари (в северной части Сардинии), по подолу пришивали широкую белую кайму, расшитую крупным цветочным узором. Фартуки могли быть плиссированными, сшитыми из парчи, красной шерсти или кружева.

Итальянки в товальях
Итальянки в товальях: женщина из местечка на границе южных областей Калабрии и Базиликаты (слева); жительница городка Кампобассо (центральная область Молизе)

Корсажи — корсетто или бюсто, в Северной Италии не имели рукавов. Красные и зеленые корсажи Милана и Падуи отличались большим количеством бантов и лент контрастных цветов, которыми их зашнуровывали. В приальпийской области Валле-д'Аоста и в Лигурии носили джакетты — приталенные жакеты длиной до бедер. В Лацио женщины любили украшать свои корсажи фестонами. По-королевски изысканно выглядели съемные рукава из красного или черного бархата, прикрепляемые к корсажу лишь тонким шнуром. Их носили в областях Молизе и Калабрия. Сам корсаж держался на тесемках, а в зазоре между рукавом и плечом выглядывал рукав рубашки камисы.

На крайнем юге, в окрестностях Неаполя, поверх корсажа носили джубетто — распашной жакет типа куртки длиной до талии. На острове Сицилия его украшали спереди золотой вышивкой. На Сардинии праздничные белые джубетты из узорчатой парчи имели длинные рукава экстравагантного покроя: спереди их не сшивали, и в разрезе виднелась ткань рубашки. Иногда эти рукава имели лишь одну внешнюю сторону: их укрепляли на руке при помощи манжет (праздничные мужские куртки имели аналогичный покрой). Старинная традиция сардинских женщин делать у корсажей слишком глубокий вырез привела к возникновению изящной детали — «скромной» манишки под названием парапетто (буквально «прикрытие груди»).

Головные уборы. Типичные для северных областей, граничащих со Швейцарией и Австрией, шляпки были нехарактерны для остальной Италии. В Падуе, Генуе и особенно в Милане (область Ломбардия) головным уборам предпочитали украшения для волос в виде шпилек с большими филигранными головками (серебряными или золотыми), они являлись настоящими произведениями ювелирного искусства. Национальным головным убором итальянок Средней и Южной Италии была товалья — сильно накрахмаленный платок, замысловато уложенный различными способами — двумя или тремя слоями (в зависимости от местности) и отлично защищавший голову и лицо от палящего солнца. Товалья могла быть белой или других цветов, часто ярких. По краям ее украшали каймой, фестонами либо вышивкой. Традиционный головной убор женщин Сардинии — каприкаппа — представлял собой покрывало из красного вельвета, обшитого широкой полосой по краю. В Осило накидку расшивали тем же цветочным узором, что и юбки. Каприкаппы вдов не всегда были черного цвета: в некоторых областях острова их шили из зелено-золотой парчи. Жительницы Сицилии любили ходить с распущенными волосами или носили платки. В ХХ в., когда народная одежда повсеместно вышла из употребления, в некоторых районах Италии продолжали носить с современными костюмами традиционный головной платок фацолетто.

Женщина из города Кастровиллари; мужчина из Никастро
Жители юга Италии (область Калабрия): женщина из города Кастровиллари; мужчина из Никастро

Мужской костюм

В северных равнинных областях (в Лигурии и Венеции) итальянцы носили длинные свободные брюки темных цветов, в то время как в центре и на юге страны отдавали предпочтение узким шерстяным (по праздникам бархатным) бриджам кальцоне, застегивающимся внизу на пуговицы. В Колабрии и на Сицилии брючины закрепляли красными лентами, завязанными бантами. Жители Сардинии носили бурциджинос — широкие штаны из белого льна, которые заправляли в черные гетры. Поверх них надевали короткую черную юбку в сборку из орбаче. Шелковые, парчовые или бархатные жилеты панчиотто были красного, зеленого, синего или темных (в тон штанам) цветов. Джакка — короткие куртки — итальянцы также предпочитали шить из тканей темных тонов, однако часто на яркой подкладке. Пастухи с острова Сардиния носили маструкку — безрукавку из козьего или овечьего меха. Зимой ее надевали внутрь мехом, летом — наружу. На талию итальянцы повязывали широкие красные кушаки.

Головные уборы жителей Северной Италии по фасонам были аналогичны шляпам соседних альпийских народов. На юге, в районе Неаполя, традиционной была фетровая шляпа с высокой треугольной тульей, украшенная цветными лентами и кистями. Повсеместно в прибрежных областях были распространены биритты — вязаные красные «фригийские» колпаки. На Сардинии длинную биритту черного цвета укладывали на голове особым способом. Украшения. Женщины всех областей Италии носили золотые, серебряные или металлические ожерелья, медальоны, брошки, кольца. Качеством и количеством украшений измерялось состояние их владельцев: богатые итальянки надевали до семи колец одиновременно, бедные — не менее трех. В мужских костюмах роль украшений играли пуговицы, нашиваемые на куртки и жилеты. Небогатые люди, готовясь к празднику, просто меняли на своих повседневных костюмах медные пуговицы на серебряные.

Мужчина в биритте; женщина из Осило (северная часть Сардинии)
Жители острова Сардиния: мужчина из Нуоро (центр острова) в биритте; женщина из Осило (северная часть Сардинии)

Обувь

Древняя обувь — кожаные чиочии, закрепленные на голенях перекрещивающимися ремнями, дали прозвище жителям Апеннинских гор — чочарам.




Поделиться ссылкой