В X в. первые прибалтийские княжества были образованы древнебалтийскими племенами латгалов, населявших восточную часть современной Латвии и давших название латышам; куршей (по-русски корсь), занимавших западные латышские земли Курземе; земгалов, живших в центральной части страны, а кроме того, угро-финским племенем ливов — жителей Ливонии. К XIII в. прибалтийские княжества на три столетия попали под власть немецкого Ливонского ордена, посягавшего на территории всей Восточной Прибалтики, а в XVI в. были разделены между Польшей и Швецией.
В XVIII в. исторические земли Курземе и Земгале, а также Видземе (в составе Ливонии) в виде Курляндской и Лифляндской губерний вошли в состав царской России. Несмотря на 300-летнее онемечивание, латыши сумели сохранить свой язык, национальную самобытность и традиционный костюм. Из повседневного употребления народная одежда вышла в начале XX столетия в связи с доступностью городской моды, хотя в некоторых районах Курземе ее праздничные варианты из домотканины продолжали изготовлять до середины века и носят по праздникам даже в наши дни.
Два типа латышских рубах — длинная с сшивным верхом и короткая со сборками или складками — произошли от древних видов некроеной одежды. Первый состоял из двух кусков ткани, скрепленных пряжками на плечах, второй — из большого отреза материи, обертываемого вокруг тела.
Верхняя одежда — покрывало или большая шаль виллайне — была важным элементом женского наряда. Она передавалась в Латвии из поколения в поколение. Этот старинный вид народной одежды представлял собой большой прямоугольный кусок шерстяной ткани, который носили внакидку, скрепляя пряжкой на груди. В качестве теплой одежды, укрывающей от ветра и дождя, виллайне шили из ткани в полоску или клетку без украшений. Нарядное виллайне ткали из белоснежной шерсти и украшали яркими вышивками, кистями и бахромой. Виллайне из синей ткани, обшитое по низу бронзовыми чеканными подвесками и спиральками, называлось меленэ.
Головные уборы и украшения. Латышские женщины носили чепцы и разнообразные полотенчатые головные уборы. Праздничные чепцы шили из парчи и кружев (Курземе). Традиционным убором девушек были венки вайнагс (у ливов — лента). Традиционными украшениями латышек служили сакты — большие броши из кованого серебра. Их делали в форме солнца, диаметром до 25 см. На западе, в Курземе, сакты покрывали слоем бронзы. Пряжки и, конечно, янтарные ожерелья были более характерны для жительниц юга и побережья Латвии — «янтарного края».
Мужской костюм изготовляли из домотканины: рубахи — из льняного полотна, недлинные штаны — из сукна. Штаны заправляли в высокие узорчатые вязаные чулки из саржи. Более поздний вариант — длинные брюки с манжетами, как у литовцев, и сюртуки разных фасонов и длины (со складками по бокам — мудури). Повседневные сюртуки шили из серого или коричневого сукна. Праздничные костюмы были белыми (белый цвет — символ чистоты и добродетели). В другие цвета — красный, желтый, зеленый и синий — ткани и нитки окрашивали с помощью природных красителей и использовали в основном для отделки. Цветные вышивки и канты украшали не только воротники и манжеты рубах, но и жилеты и сюртуки, застегивающиеся на два ряда серебряных пуговиц.
Головными уборами латышей служили шляпы из фетра, украшенные шелковой лентой.
Узорчатый пояс йоста был символом женского плодородия, потому его носили только женщины (кроме ливов; этим символом у них служили узорчатые фартуки). И латыши, и латышки любили подвязывать воротники рубах плетеными поясками-ленточками. На востоке Латвии мужчины носили плетеные пояса, а на западе — кожаные под названием сленьдене, с массивными застежками из кованого серебра. Ими подпоясывали жилеты и сюртуки.
Повседневной обувью мужчин и женщин были кожаные постолы, которые носили с шерстяными узорчатыми чулками (в холод их надевали по нескольку пар). Кожаные праздничные туфли и ботинки носили лишь зажиточные латыши.