Народный костюм Северного Кавказа

Древняя история жителей Северного Кавказа тесно связана с ираноязычными племенами аланов, тюркоязычными кыпчаками (половцами) и булгарами, жившими в этих краях по соседству. Они образовали народности карачаевцев и балкарцев, говорящих в наши дни на одном языке. Этническое родство связывало балкарцев и с осетинами — носителями древней кобанской культуры, которых грузины называли осами. Так появилось в русском языке название «осетины».

Народный костюм Северного Кавказа

Карачаевцы, балкарцы и осетины в Средние века входили в мощное государство Алания, существовавшее до XIII в. Кабардинцы, адыгейцы и черкесы — коренное население севера и северо-запада Кавказа — называют себя общим именем «адыгэ» и составляют единую адыгскую общность. Кабардинцев и черкесов объединяют общая культура, традиции и язык — кабардино-черкесский (язык адыгейцев является близкородственным). Кабарда, образованная в XV в. в Центральном Предкавказье, три столетия держала в зависимости князей соседних кавказских народов: карачаевцев, балкарцев, абазин, осетин, чеченцев, ингушей. Потому неудивительно, что именно этот народ являлся законодателем мод на большей части Северного Кавказа.

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху-платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.

Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке
Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке

Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески-лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками
Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками

Мужской костюм

Нательную рубаху хадон (осет.) туникообразного покроя с широкими рукавами шили из ситца, сатина, сукна, а праздничную — из шелка. Штаны из темного сукна книзу заметно сужались, подчеркивая стройность ног.

Туго обтягивающий талию и сильно расширяющийся книзу кафтан бешмет (осет. курат) имел глухую застежку на маленькие пуговицы и воротник-стойку. У адыгских народов он чаще был темных цветов: коричневым, зеленым, синим, хотя иногда мог быть и оранжевым или из ткани в клетку (полоску). Праздничным вариантом был белый бешмет с черной черкеской (и наоборот). Иногда черного цвета были обе одежды. Бешмет имел нагрудные сафьяновые карманы на левой стороне. Его шили на подкладке или простегивали для придания плотности.

Черкеску (карач. и балкар. чепкен; осет. цухъхъя) — верхнюю распашную одежду с пышными рукавами в XVIII в. носила кавказская знать. Позже покрой черкески стал проще и она вошла в широкое употребление не только на Кавказе, но и в России.

Черкески шили из домотканого сукна натуральных цветов — черного, серого, коричневого и бурого, а также из окрашенного — темно-красного и темно-коричневого. Среди знати были популярны белый и бежевый цвета, которые для простых людей являлись праздничными. Многие осетины жили намного беднее кабардинцев, поэтому черкеска для них была роскошью. Они часто обходились без нее, роль верхней одежды играл бешмет, роль бешмета — рубаха. Длина черкесок варьировала от колен до щиколотки (самые длинные носили кабардинцы в начале XX в.). Характерным элементом костюма горца были газырницы — узкие кармашки-патронташи для газырей на черкеске (в них до середины XIX в. хранили мерку пороха). Позже, когда патроны перестали носить в карманах, газыри стали декоративными украшениями, лишь имитирующими вложенные в них патроны. Эти «газыри» делали из кости, украшая резьбой и серебряными накладками.

Мужчина в праздничной черкеске и красном башлыке; женщина в каптале и конусообразном головном уборе, напоминающем мужской шлем
Мужчина в праздничной черкеске и красном башлыке; женщина в каптале и конусообразном головном уборе, напоминающем мужской шлем

Бурка — древняя наплечная одежда пастухов скотоводов, в условиях резкой смены температур в горах она стала неотъемлемой частью костюма кавказских горцев. Укороченные бурки были накидками пеших пастухов. Длинные бурки, как плащи, укрывали от непогоды не только конных всадников, но и их коней. Кроме того, они служили пастухам постелью. А прямая линия плеч бурок отражала представления о красоте гордых жителей гор. У ворота бурку украшали цветной аппликацией из кожи и застежками из чеканного серебра. Кинжал в чеканных ножнах на серебряном поясе был предметом гордости и самым нарядным и дорогостоящим дополнением костюма кавказца.

Головные уборы. Самой яркой деталью костюма горца, выделявшейся своей белизной на темном фоне строгого костюма, был башлык — мешкообразный треугольный капюшон с длинными концами-завязками. Его шили из сукна и накидывали в непогоду поверх шапки. Башлыки бывали и ярких цветов. Молодые люди на праздники надевали синие, малиновые или оранжевые башлыки. Осетины предпочитали в качестве праздничного башлык красного цвета. Верхушку капюшона выкладывали узором из шнуров, аппликацией и украшали шелковой кистью. Кроме башлыков типичными головными уборами кавказцев были огромные барашковые шапки, каракулевые папахи и войлочные шляпы.

Обувь

Обувь из сыромятной кожи черного, коричневого, серого цвета мужчины носили с ноговицами — чулками из черного сафьяна или сукна. Женщины носили мягкие чувяки из красного сафьяна.




Поделиться ссылкой