Пальто (франц. paletot)

Полтора века назад Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: «Пальто — несклоняемое французское, весьма неудобное для нас название верхнего платья, мужского и женского, вроде широкого сюртука; чапан».

Пальто честерфилд элегантных господ 1880-х гг.
Пальто честерфилд элегантных господ 1880-х гг. По одной из версий названо именем английского писателя XVIII в. Честерфилда графа Филиппа де Стенхоупа, умершего почти за сто лет до того. Честерфилд известен дружбой с Монтескье, Вольтером и «Письмами к сыну», в которых пытался - не совсем безуспешно - преподать молодежи правила хорошее тона и отменного вкуса

Точно установлено, что в России пальто вошло в употребление в 1838 году. Как и сюртук, его в помещении еще не снимали.

Так что Гоголь, например, уже имел пальто в своем гардеробе, тем более что подолгу жил за границей и, как человек вполне светский, одевался по тогдашней моде. А вот Пушкину, очевидно, пощеголять в нем явно еще не довелось. Раз дело касается столь важного предмета нашей одежды, попытаемся заглянуть в его родословную.

Судя по названию, у истоков пальто стоят античный плащ паллиум и головной убор — ток; соединившись, они еще в XVI веке дали испанскую крестьянскую одежду «pall- toque», то есть плащ с капюшоном. Потом она оказалась в Голландии, которая находилась в орбите испанского влияния. Так же как Англия, где стали носить некое подобие жакета под названием «paltok».

Во Франции конца XVII века «paletot» называли военный плащ и — по примеру испанцев — крестьянскую одежду. Не обошлось без причуд. Ирландский актер Гаррик (XVIII в.) снабдил свою верхнюю одежду множеством воротников, которую английские денди без промедления назвали карриком. Приоритет на нее оспорили немцы, окрестив причудливую одежду «пальто Блюхера» (по имени маршала, командовавшего немецкими войсками при Ватерлоо в 1815 году). Морскому министру в правительстве Питта Младшего графу Спенсеру Второму (1758-1884) приписывают авторство короткого и узкого пальто-спенсера, которое одинаково охотно стали потом носить и мужчины, и женщины. Однобортному пальто тоже дали имя дипломата и писателя XVIII века, друга Монтескье и Вольтера, лорда Честерфилда. Лорд докучал сыну наставлениями о том, как жить, одеваться и вести себя в обществе («Письма к сыну», изданные в 1774 году).

Но генералы не унимались, и в середине XIX века сэр Генри Хэвлок первым натянул длинное пальто без рукавов, но с пелериной. Каррик же к тому времени превратился чуть ли не в униформу кучеров.

Даже имя генерала Реглана (командовал английскими войсками при осаде Севастополя в 1854 году, а годом позже сложил в Крыму голову) увековечено не столько ратными подвигами, сколько покроем пальто: он потерял на войне руку, и ему сшили рукав заодно с плечом.

Дамское пальто. Начало XX в.
Дамское пальто. Начало XX в. Легкое, слегка приталенное, не очень длинное, без излишеств в отделке. Создавало вполне элегантный облик. Носили с огромной шляпой, отягощенной дорогими перьями

Не остались в стороне даже премьер-министры: именем Пальмерстона (1784—1865) назван был другой фасон пальто, прилегавшего к талии только со спины. Родом из мятежной Северной Ирландии черное двубортное пальто Ольстер. А в 1860-е годы прославленный парижский кутюрье Шарль Фредерик Ворт подыграл симпатиям многих французов и сочинил бархатное пальто «а ля Гарибальди». Тогда на стороне итальянского народного героя были все либералы.

С биографией императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, связано появление красивого светлого суконного пальто в восточном стиле — с широкими, расширяющимися книзу рукавами и орнаментом из темных цветов. Назвали его «Лалла Рук» — по стихотворению В. А. Жуковского, которое тот написал после торжеств в Берлине, где в роли индийской принцессы Лаллы Рук выступила немецкая принцесса Шарлотта, будущая русская императрица.

Начало XX века дамская мода встретила плюшевыми пальто: днем носили пальто из темного плюша, вечером - из светлого. Жены толстосумов и аристократов щеголяли в пальто, отделанных дорогим мехом, из парчи и бархата.

Позже синтетические ткани стали теснить шерстяные, чтобы на время сдать позиции джерси (трикотажу). Длинные, до пят, модели сменялись короткими, макси отвергались во имя мини. Приталенные дамские фасоны уступали вдруг трубообразным, овальные — каплевидным. А кутюрье наперегонки предлагают миру все новые пальто, не знающие, в чем они уверены, аналогов в истории.



Поделиться ссылкой