Шуба

В происхождении шубы не все ясно. Само слово, по мнению лингвистов, возвращает нас к... арабской суконной одежде джуббе. От этого слова произошли и «юбка», и «жупан», и теплая немецкая одежда «шаубе». Хотя не исключено, что наша «шуба» — это переделанное «шаубе». Может быть и наоборот: «шаубе» — переделанное на немецкий лад слово «шуба». Об этом давно идет научный спор.

Первое письменное упоминание о шубах на Руси встречается под 1368 годом. Вполне определенно можно представить себе шубы, какие у нас носили во времена Ивана Грозного (XVI в.) или царя Алексея Михайловича (XVII в.). Шили их в те времена мехом вовнутрь, а по покрою различали на: русские — с меховым отложным воротником; турские — с широкими (на турецкий манер) рукавами, иногда - двойными (одна пара рукавов для рук, другая — для украшения, сзади их завязывали); польские шубы имели узкий воротник и застежку у шеи.

Боярин в шубе. XVII в.
Шуба для русского человека в старину была не просто одеждой, а частью недвижимости. Тем более такие шубы, как на нашем боярине XVII в. В Московском Кремле для важных торжеств и приемов послов дорогие шубы из царских кладовых ссужали только самым сановным и почетным боярам

На Руси шубы служили знаком положения их обладателей в обществе. Они, по выражению историка Н. И. Костомарова, были «самым нарядным платьем для русского... Случалось, что русские не только выходили на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы выказать свое богатство». В великокняжеском или царском гардеробе XVI—XVII веков держали шубы для выезда, приемов, свадеб. На пиру государь бывал в белой столовой шубе из беличьего меха, покрытой аксамитом (так в старину называли бархат) восточной работы: белый цвет означал расположение к гостям. Изнемогая от жары, царь и бояре по многу часов проводили на приемах и застольях.

Попробуем заглянуть в описи имущества знати и царей того времени. Там мы обнаружим еще шубы нарядные и санные. В нарядных ходили в церковь, в гости, во дворец или надевали их, принимая гостей у себя. В санных отправлялись в дорогу.

Шуба столичной дамы.
Шуба столичной дамы. 1910 г.

Бояре, как правило, облачались в дорогие шубы из соболей и лис — чернобурых, черных, серых и «сиводушчатых», т. е. сибирских красных лис с темно-сивыми горлом и грудью. А то обходились шубами из куниц и белок. Крепкие крестьяне могли себе позволить (далеко не всегда) шубу из овчины или меха кролика — да и то одну-две на семью. Шубы покрывали тканью, или они были нагольными, то есть шились мездрой наружу.

Ценность шубы зависела еще и от качества самого меха. Самыми дорогими были «пупки», то есть мех с брюшка животного, с мягкой и редкой шерстью. «Черевий» мех тоже брали с брюшка, но с большей площади; его отличали легкость и мягкость. И наконец «хребты» — мех со спины, более густой, пушистый и прочный, но грубее, чем мех с брюшка.

Даже боярам дорогие шубы порой были не по карману. Для торжественных церемоний и приемов послов только сановным и почетным боярам их ссужали из царских кладовых.

Купец-«сундучник» при НЭПе. 1923 г.
Купец-«сундучник» при НЭПе. Шуба на нем - реликт дореволюционного купеческого благополучия. Художник Б. Кустодиев. 1923 г.

С давних времен шуба стала символом семейного счастья и благополучия. Исполняя старинный свадебный обряд, молодых усаживали на разостланную на полу в красном углу овчинную шубу, приговаривая: «Шуба тепла и мохната, жить вам тепло и богато!» Затем шубу укладывали в сани и отправляли молодых под венец. Свекор и свекровь встречали молодых в доме жениха, надев шубы мехом наружу.




Поделиться ссылкой