Венцы брачные (головной убор)

По церковному обычаю их возлагают на жениха и невесту при венчании. На Руси они были медными, железными, деревянными, лубяными, золочеными, расписными. У древних греков и римлян головы жениха и невесты украшали венки из живых цветов, мирта или виноградных ветвей. Нередко это были простые головные повязки.

Алмазный брачный венец
Алмазный брачный венец русских императриц, начиная с Александры Федоровны, супруги Николая I, до Александры Федоровны, супруги Николая II. Был изготовлен из алмазного пояса Екатерины Великой. В 1930-е гг. его приобрела супруга американского посла Мариория Пост и вывезла в США

Церковь преобразила венки и повязки в образ царской короны, чтобы полнее выразить «величие и смысл христианского брака, где славою и честью венчаются двое в плоть едину, и в знак их непорочности и победы над страстями».

Древнерусские брачные венцы украшались иконою Знамения Божьей Матери. С XVI века на венцах царствующих особ к иконе Богородицы добавилась икона Спасителя. Нередко на брачных венцах изображали Адама и Еву, что больше соответствовало происходившему в церкви венчанию. Брачные венцы были подобием императорских корон - очень скромными, часто убогими, — для простого люда и сверкающими драгоценностями — у богатых и родовитых. Любопытна судьба некоторых из них.

Русские императрицы от Марии Александровны (1824- 1880), жены царя-освободителя Александра II, до Александры Федоровны (1872—1918), жены Николая II, последнего нашего царя, при венчании надевали брачный венец, изготовленный в 1800 году (еще при императоре Павле I) из алмазного пояса Екатерины II. Венец этот осыпан более полутора тысячами алмазов.

После революции неведомыми путями он оказался за границей, и сейчас его можно видеть в коллекции Мариории Пост, супруги американского посла в Советской России в 1930-е годы.




Поделиться ссылкой