Первобытное искусство (30 000-2000 годы до н. э.)

Представление о том, что искусство имеет магическую природу и способно воздействовать на человеческую душу, было широко распространено во множестве первобытных обществ. До наших времен уцелело немного образцов доисторического искусства. Социальные системы и религиозные идеи, которые они иллюстрируют, были очевидны и понятны людям прошлого. Но мы сегодня можем лишь строить предположения.

Искусство родилось задолго до появления письменности. Так что неизвестно, являются ли обнаруженные древнейшие образцы художественного творчества типичными для своего исторического периода — и вообще являются ли они художественными произведениями. Самые ранние изображения, которые определенно можно считать искусством, относятся к позднему каменному веку, особенно к периоду между 15 000 и 10 000 гг. до н. э., — именно в это время люди рисовали и выцарапывали на стенах своих пещер и каменных жилищ животных, сцены охоты и узоры, оставляли отпечатки ладоней.

Каменный век разделяется на четыре основных периода: нижний и средний палеолит (750 000-40 000 гг. до н. э.); верхний палеолит (40 000-10 000 гг. до н. э.); мезолит (10 000-8000 гг. до н. э.) и неолит (8000-1500 гг. до н. э.). Люди периода палеолита были охотниками и собирателями. Во времена мезолита и неолита они занялись земледелием и потому обрели больший контроль над собственной судьбой. Стили и предметы искусства изменялись в течение этих периодов, но основная идея — художественное произведение может использоваться для заклинаний или предсказания будущего — сохранялась.

Самыми известными произведениями доисторического искусства являются пещерные росписи, созданные 10 000-30 000 лет назад во Франции, Испании, Италии, Португалии, России и Монголии. Наиболее поразительные из них находятся в Ласко на юго-западе Франции — около 300 рисунков и 1500 рельефных изображений в двух огромных пещерах. Несмотря на то что художники работали в пещерном полумраке, на редкость яркие и отчетливые рисунки демонстрируют незаурядное мастерство по части изображения перспективы, формы и движения. Считается, что доисторическое искусство было частью ритуала — с помощью изображений приманивали удачу, то есть искусству следовало мистически воздействовать на будущее — всего сообщества или отдельного человека.

«Суть рисования в принципе осталась той же, что и в доисторические времена. Оно связывает человека и мир в одно целое. Это магия» Кейт Херинг

Плодородие и пища

Скульптурные изображения, по представлениям древних, тоже обладали сверхъестественной силой. Первые скульптуры были исполнены из слоновой кости, камня или глины. Маленькие фигурки пышнотелых женщин, обнаруженные в Австрии, вырезаны из известняка, высота их 11 см. Датированные примерно 25 000 г. до н. э., фигурки известны под названием «палеолитическая Венера». Эти и подобные им статуэтки, найденные в разных частях Европы, скорее всего, представляли собой символ плодородия.

Палеолитическая Венера
Палеолитическая Венера

Власть, верования и религия

Существует множество интерпретаций первобытного искусства. Почти наверняка оно служило защитой от сил природы и злых духов; перед пещерными рисунками найдено множество человеческих следов, свидетельствующих о религиозных поклонениях этим изображениям. Между тем изображения человека в палеолитическом искусстве встречаются редко и всегда крайне схематичны, — вероятно, художник полагал, будто посредством искусства можно завладеть душой живого существа. Нестабильность источников пищевых ресурсов заставляла людей искать способы воздействовать на ситуацию, и они стремились установить добрые отношения с невидимыми силами.

Изображения были способом контролировать собственную судьбу. Неизвестно, верили ли они во множество богов или в одно верховное существо, но идея сверхъестественной силы, с которой общаются посредством искусства, просуществовала тысячи лет. К мезолиту искусство перемещается из темных пещер на открытые дневному свету поверхности, сами изображения становятся более стилизованными, и на них чаще появляются люди. Фигурки человека все еще абстрактны, но почти всегда этот человек — воин. Мезолитическая идея о человеке, управляющем миром, а не являющемся его жертвой, отразилась в том, что люди изображали себя в активных действиях.

Наскальное искусство мезолита
Наскальное искусство мезолита

Функции и форма

В эпоху неолита жизнь стала более стабильной, люди выращивали растения, пасли скот, на смену охоте пришли земледелие и скотоводство. В этот период были сооружены такие мегалитические постройки, как Стоунхендж в Юго-Западной Англии и Белтани в Ирландии, с их знаменитыми астрономическими элементами. Непонятно, как перемещали эти громадные камни, и какая идея стоит за сооружением мегалитов, — особенно после того, как последующие поколения использовали их для множества других целей.

Согласно основным теориям, объясняющим происхождение мегалитов, это могли быть центры целительства, места захоронений, святилища для поклонения солнцу и луне, духам предков или это просто грандиозные календари. Археологические свидетельства подтверждают, что Стоунхендж, к примеру, последние 500 лет своего существования служил кладбищем. А почитание солнца и луны люди воспринимали как способ общения со сверхъестественными силами.

Стоунхендж в Юго-Западной Англии
Стоунхендж в Юго-Западной Англии
Стоунхендж в Ирландии
Стоунхендж в Ирландии

Бессмертные верования

Первоначальная идея, лежавшая в основе искусства, продержалась сотни лет. В самых различных художественных направлениях бытовало представление, что искусство обладает магической силой, ибо за пределами видимого мира существуют некие высшие силы, а художник способен воздействовать на мир посредством символов, воспроизводя свой опыт в застывших изображениях.

Поскольку письменных подтверждений не существует, мы можем лишь предполагать, что за доисторическими произведениями искусства скрываются столь величественные идеи. Но судя по тому, где эти произведения были обнаружены, что именно и как на них изображено, весьма вероятно, что они служили именно духовным целям.

«Зал быков»

Невероятно реалистичные рисунки животных: бизоны, лошади и олени словно мчатся в панике по стенам и потолку пещеры. Изображения нанесены красящими порошками — красной и желтой охрой, умброй, углем и мелом, которые растирали на каменных палитрах и смешивали с животным жиром, а затем наносили на стены пещеры пальцами, обломками камней, веточками, клочками мха или кисточками из шерсти животных.

Многие, наверное, были нарисованы с мертвой натуры. Натуралистичность рисунков, частое изображение животных, пронзенных копьями или стрелами, частичное перекрывание одних рисунков другими, расположение их в самых недоступных частях пещеры — все это заставляет предположить, что сам процесс рисования был магическим ритуалом, призванным обеспечить успех на охоте.

Пещерная живопись. Ласко.
Пещерная живопись. Ласко.

Женщины-художники

Считается, что доисторическими художниками были мужчины. Но недавние исследования доказывают, что среди художников было немало женщин. Вполне вероятно, что роль женщины в первобытном обществе была гораздо более важной, чем считалось до сих пор.




Поделиться ссылкой