Религиоведение — наука сравнительно молодая, богословие (теология) существует с давних пор. Круг религиозных понятий, сформированный богословием, перешел в историю и в религиоведение, эти слова, как и полагается научным понятиям, имеют четкие определения. А есть слова, которые ясны каждому, но дать им четкое, однозначное, исчерпывающее толкование никакая наука не в силах. Невозможно говорить о вере, не обращаясь к этим понятиям. Итак...
Согласно религиозным представлениям разных народов, человек по природе своей двойственен (дуалистичен). Его тело материально, смертно, необходимо для земного бытия, а душа нематериальна, вечна и связует человека с божественным. Душа наряду с разумом участвует в познании, отличает человека от других живых существ. В авраамических религиях душа позволит человеку вернуться в мир после его преобразования по божественным законам. В Древнем Египте верили в реинкарнацию — воплощение души в новых телах до достижения совершенства. То же самое характерно для индийских религий, в том числе и дошедших до наших дней, а также для традиционных верований североамериканских индейцев, эскимосов и др.
«В душах есть все, что есть в небе, и много иного» (Константин Бальмонт)
Под ней подразумевается некая предопределенность жизни человека, предназначенность жизненного пути. Различные религии давали и дают разные ответы на вопрос, как влияет на судьбу данная человеку свобода воли. Древние шумеры считали, что судьба предписана раз и навсегда при рождении, а все, что может человек, — это соответствовать своей сущности и принимать ее такой, какова она есть. Даже легендарному царю Гильгамешу не удалось изменить судьбу, хотя он предпринял для этого необычайное путешествие, и чуть было не стал обладателем цветка бессмертия. Древним грекам представлялось, что три Мойры (Клото, Лахезис и Атропос) прядут нить судьбы и обрезают ее, однако героям, например Гераклу, удавалось успешно вмешаться в работу богинь. Ну а китайцы издревле полагали, что многое в судьбе — в руках человека. Большинство существующих ныне религий находит некую среднюю линию между предопределенностью и свободой воли.
Sacrum в переводе с латыни означает «священное, посвященное богам», не только имеющее отношение к религии и жизни человеческой души, но и сокрытое от посторонних глаз, ведь, несмотря на все внешние атрибуты, вера — это глубоко личное. Кроме того, сакральным называют необычайное, мистическое, то, что нельзя объяснить.
От существующего в иврите слова, означающего «помазанник». Вера в спасение человечества от окончательной гибели либо от грехов благодаря действиям божьего избранника характерна для многих религий. Но само слово «мессия» связано с авраамическими религиями. Так, для иудеев избранник Бога — Моисей, выведший народ израильский из египетского плена. Для христиан Спаситель — Иисус Христос, который своей жертвой искупил грехи рода человеческого. В исламе есть идея о том, что с новым приходом пророка Исы (Иисуса Христа) на наступят справедливость, мир и процветание.
В переводе с греческого — «мнение, решение, постановление». Слово это родом из античной философии — им обозначалось нечто общеизвестное и потому неоспоримое. В христианстве под этим словом понимается положение вероучения, утвержденное церковью как обязательная, неизменяемая, не подлежащая сомнению и критике истина. При этом догматы православия и католицизма сильно разнятся между собою. К общим для обеих ветвей догматам о сотворении мира, об искуплении человечества от греха, о воскресении Иисуса Христа, о всеобщем воскресении людей и будущей жизни и т. д., в католичестве добавляется ряд догматов, например, о безошибочности суждений папы по делам веры и морали. Хотя слово «догмат» имеет отношение лишь к христианству, непреложные истины есть и в других религиях. Свою систему непреложных истин имеют и иудаизм, и ислам. Совсем иное отношение к истинам у буддистов: ни одно из положений учения Будды не предлагается принимать на веру — человек сам, на личном опыте должен проверить то или иное утверждение.
«Догмат ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это только свидетельство. Весь смысл догматического определения сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала» (Протоиерей Георгий Флоровский)
Этому греческому слову в русском языке соответствует слово «многобожие». Человек разумный издревле был политеистом. Политеизм характерен для культур Древнего мира, в каждой из которых был свой пантеон богов — старших и младших, главенствующих и подчиненных, всемогущих и способных оказывать воздействие только на строго определенную сферу жизни... В политеистических религиях боги, как правило, наделены характерами, а их отношения друг с другом и с людьми подобны отношениям внутри человеческого социума. Да и внешне они похожи на людей или могут принимать человеческое обличье. Политеистические представления характерны для ряда религий, существующих и поныне. Это, прежде всего религии, возникшие и развивавшиеся в Индии, и религии Дальнего Востока.
Иначе говоря, единобожие. В истории человечества хронологически следует за политеизмом. Понятно, что к монотеистическим религиям мы отнесем те, которые признают существование только одного Бога. Признание главенства определенного бога-покровителя было характерным, например, для Египта в разные периоды, но при этом Египет оставался политеистическим. Древнейшая из религий, которую можно считать монотеистической — зороастризм с его культом Ахура Мазды. Наиболее полно монотеизм оформился в авраамических религиях — иудаизме, христианстве, исламе.
Своего рода возвращение к первобытным верованиям на новом этапе развития человечества. Дословно с греческого — «все божество». Бог для пантеистов равен природе, вселенной, или, говоря иначе, природа, вселенная божественны по своей сути. Элементы пантеизма, вероятно, унаследованные от древнейших культов, есть и в индуизме, и в даосизме, и в других религиях, но это именно элементы. В христианстве пантеизм, как правило, считается ересью. А вот для неоязычества, в том числе для возрождающихся славянских верований, он очень характерен.
От латинского «Бог». Деисты идут по пути примирения рационализма и веры, что вообще очень характерно для философии эпохи Просвещения, когда и появился деизм. Они не отрицают того, что мир сотворен Богом, но полагают, что после этого Бог либо совсем не вмешивается в жизнь людей, либо никак не проявляет свою волю, предоставляя людям простор для самостоятельных решений. Отсюда непризнание деистами священных текстов всех религий. Ясно, что деизм должен быть близок ученым политическим деятелям — людям активной жизненной позиции. Вот почему в ряду деистов — французские просветители Руссо и Вольтер, американские президенты Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин, русский ученый Ломоносов и русский общественный деятель и литератор Радищев.
Этим исконно русским словом христиане обозначили все нехристианские религии. Ныне язычеством, как правило, называют лишь политеистические религии. Существует термин «неоязычество» — это современные религии такого рода, как правило, реконструирующие верования и обрядовость тех или иных народов. В России неоязычество представлено в первую очередь родноверием.