Резьба по кости насчитывает столько же десятков тысяч лет, сколько и первобытные живопись и архитектура. Первые поделки из этого материала гораздо старше древнего Стоунхенджа и росписей в пещерах Альтамира и Ляско. Но если живописцы по-прежнему разводят краски, пусть и другие по составу, то работа художников по кости перешла в разряд региональных народных промыслов.
Этот вид декоративно-прикладного искусства развивался наравне с резьбой по дереву. Работы мастеров первобытного периода демонстрировали тонкий вкус, умение ощутить и подчеркнуть фактуру и естественный цвет материала или согласно замыслу подкрасить его, добавить обжиг или инкрустации. Из кости вырезали предметы культового характера, гребни, утварь, игрушки и украшения.
Египетские и месопотамские мастера активно работали со слоновой костью, благо, слонов тогда было гораздо больше. Сосуды и емкости для косметических средств из белой или желтоватой слоновой кости с лазуритом, перламутром и твердыми породами дерева поражают воображение изяществом стиля, обобщенностью форм и изысканной прихотливостью узоров. Активно использовался в то время и до Высокого Средневековья рог «единорога» — морского нарвала, дававший розоватые отблески в тенях.
Античная Греция гордилась особой хрисоэлефантинной техникой создания изображений богов, в которой деревянный или бронзовый остов скульптуры инкрустировался частично или покрывался сплошь тонкими пластинами из слоновой кости и золота.
Бивень мамонта — один из самых лучших материалов для резчика по кости. Уцелевшие бивни встречаются нечасто, ведь кость — материал слоистый, со временем портится. Бивень может достигать двух метров в диаметре и быть весом до 120 кг. Он прочнее слоновой кости и имеет естественную разнообразную цветовую гамму, ведь 10 тысяч лет в вечной мерзлоте бивни подвергались минерализации. Их оттенки варьируются от бурого до розоватого и коричнево-фиолетового.
Пришедшая на смену античному миру христианская Византийская империя на семь столетий стала основным производителем уникальных произведений, раскрывающих богатые декоративные и пластические возможности слоновой кости. Нежный цвет, светоносность и тонкий блеск этого материала ассоциировались с чистотой и светом веры, поэтому из кости резали драгоценные ажурные оклады, реликварии, обрамления для ритуальных чаш.
Создавались из кости и светские предметы роскоши — прорезные ажурные фруктовые чаши с растительными орнаментами, драгоценные гребни, мода на которые сохранилась сегодня только в национальном испанском костюме, плашки-гарды для вееров, да и сами веера в технике легкого ажура с золотыми и серебряными лентами.
Изделия из кости стали показателем высокого достатка и статуса их владельцев.
Вплоть до Нового времени в Италии и Германии из кости делали предметы культа, интерьерную скульптуру, плашки с рельефным декором — жанровые сценки, пейзажные элементы, фигурки животных. Великолепные шедевры, выполненные из этого материала, занимают сегодня самые видные витрины в музейных экспозициях.
Особое отношение к резьбе по кости было у китайских мастеров. Их виртуозная сквозная резьба стала легендой уже в эпоху античности. В этой технике выполнен знаменитый «шар в шаре» — полый резной цельный объем, в котором свободно движется такой же ажурный шарик поменьше. История этого шедевра насчитывает около тысячи лет. А фигурные поделки из подкрашенной кости с вставленными на штифтах покачивающимися головками сохраняли популярность в Европе с периода рококо до последних десятилетий.