Роспись по шелку

Вспомните прикосновение к шелковой ткани. Гладкий упругий материал — даже пятнышко на нем раздражает. Но если представить гибкую линию, которую оставляет на мерцающей поверхности мягкая влажная кисть, мысль рисовать по шелку уже не кажется странной.

Загадочная каллиграфия

Роспись по шелку

Вероятно, началось все с каллиграфии — именно ее китайцы считали (и считают по сей день) вершиной изобразительного искусства. Изящное начертание совершенных по форме и глубоких по содержанию загадочных для нас китайских знаков-букв просто требовало достойного материала для письма. Со временем художники перешли к менее возвышенным, но столь приятным для глаза жанрам пейзажа и натюрморта, изображениям бытовых сценок и домашних животных. На этих полотнах царит атмосфера гармонии, простоты и отдохновения. Это древнее искусство когда-то называлось «Во» — роспись по белому шелку. Расцвет его пришелся на эпоху Западной династии Хань (206 г. до н. э. — 9 г. н. э.).

Не надо блеска

Шелковая нить переливается и блестит, преломляя свет, поскольку, подобно призме, имеет треугольное сечение. Но это ее уникальное свойство ценилось не везде. Китайские живописцы древности особо ценили матовую поверхность шелка, легко вбирающую в себя жидкую тушь. Поэтому они обрабатывали ткань камнями, промывали, вываривали и отбеливали. Писали по шелку тушью, созданной из смеси сосновой сажи или природных красителей и желатина. Мастерам Тибета сияние шелковой поверхности тоже было ни к чему. И ее покрывали слоем мелового грунта — так прочнее держался красочный слой. Монументальная тибетская живопись по шелку «тханг-ка» восходит к индийским росписям на холсте. Зарисованная поверхность — «зеркало» — бывает величиной от нескольких квадратных сантиметров до нескольких метров. Такие картины размещают на скалах в священных местах, в храмовых интерьерах, а те, что поменьше, — у домашних алтарей.

И свиток, и картина

Китайские художники использовали полотна в виде свитков — удобно намотать ткань на бамбуковое основание и постепенно разворачивать по мере созерцания небольшой участок 20—30-метрового полотна. Но и прямоугольным форматом не пренебрегали — популярны были небольшие картинки-благопожелания к праздникам и вставки в ширмы и веера.

Японцы позаимствовали приемы шелковой живописи у китайцев около 300 г. Их ранние работы были монохромными, и только через тысячу лет японские художники начали использовать цвет. Отсюда четкость контуров, локальная насыщенность цветов и стройность композиции лучших образцов японской живописи по шелку.

Сегодня роспись по шелку популярна скорее как вид рукоделия, но ее ценность от этого не уменьшается. Индонезийский батик, индийские многосюжетные композиции или японская хрупкая ветка сакуры — сияющие краски на шелке просто завораживают.

Не бывает шелкографии без шелка

В древности роспись по шелку была распространена только в Китае. Не потому, что в остальном мире не ценили изысканную прелесть этого материала. Напротив, ценили — вплоть до смертной казни за попытку раскрыть секрет изготовления шелка. О его распространении есть несколько легенд. По одной из них правителю восточного государства Хотан эту волшебную ткань привезла невеста, китайская принцесса. И не только ткань. Девушка спрятала коконы шелкопряда в замысловатой прическе, а семена тутового дерева — среди мешочков с травами. Под видом домашней прислуги с ней прибыли специалисты по разведению шелкопряда, тутовых деревьев и ткачеству. Все тайное однажды становится явным — и шелк постепенно распространился сначала по Индо-Азиатскому региону, а после — и по всему миру.

Японская красавица в традиционном кимоно. Япония. XVIII в
Японская красавица в традиционном кимоно. Япония. XVIII в

Нежность акварели

Вьетнамские художники освоили письмо по шелку уже после обретения мастерства в живописи по бумаге. Это не могло не сказаться на технике письма, а значит, и на впечатлении, производимом их легкими шелковыми акварелями. На вьетнамских картинах по шелку поверхность ткани выступает как равноправный цветовой акцент, а определение «цвет шелка» стало изысканным комплиментом свежему личику юной красавицы.

Вьетнамская традиционная акварель по шелку. Фрагмент. XX в.
Вьетнамская традиционная акварель по шелку. Фрагмент. XX в.

Сегодня роспись по шелку популярна скорее как вид рукоделия, но ее ценность от этого не уменьшается. Индонезийский батик, индийские многосюжетные композиции или японская хрупкая ветка сакуры — сияющие краски на шелке всегда радуют глаз.




Поделиться ссылкой