Искусство сада. Как все начиналось

Садово-парковое искусство издавна было любимым занятием влиятельных и образованных людей. Пластичность и монументальность природы, четкая логика построения композиции, игра с визуальными эффектами, неоднозначные инженерные решения — как отказаться от удовольствия перекраивать мир по своему вкусу под восхищенными взглядами зрителей? Такие развлечения присущи только художникам и разве что королям.

Сады в искусстве

Египет начинает

Древние египтяне уверенно работали с растениями: выращивали деревья из побегов и перевозили с места на место в огромных горшках с землей, о чем свидетельствуют многочисленные фрески на стенах пирамид и заупокойных храмов. Самым модным цветком была ароматная голубая водяная лилия. Кроме нее в садах росли красный и белый лотосы, ирисы, маки, календула, жасмин, олеандры и вьюнки.

Античные традиции

В античности небогатые римляне уставляли подоконники горшками с «личными садиками». Они и развезли моду на сады (вместе с городской культурой, подразумевающей разделение работы и досуга) по всей территории своей империи. Даже в холодной сырой Британии они разводили виноград и шафран, розы, лилии и фиалки.

Римские сады
Римские сады

Растения из теплиц и питомников — а их история тоже начинается еще в Египте и Месопотамии — пересаживали в нарядные горшки, которые устанавливали в садах, на плоских крышах домов или на балконах. В Риме тоже бывают зимы, и дорогие растения приходилось вносить в тепло. Знали римляне и другие модные сегодня формы садового искусства: четкую планировку, системы орошения при помощи естественных ручьев и фонтанов, насыпные террасы. Римская почва болотистая, и не все растения хорошо себя в ней чувствуют.

Римляне — известные плагиаторы — знания о садовом искусстве и необходимые навыки почерпнули из традиций завоеванных народов. Так, во дворце царя Ирода в Иерихоне приблизительно в 15 г. до н. э., если верить раскопкам археологов, существовали сады из деревьев и трав в горшках. В них себя прекрасно чувствовали представители семейств цитрусовых, пальмовых.

Цари-садоводы

Ассирийские, а после персидские правители не просто собирали растения в своих дворцовых садах, но и активно занимались садоводством. Эти профессиональные военные были отнюдь не изнеженными аристократами. Персидский царевич Кир гордился своим садом ароматов регулярного типа (деревья и душистые растения были высажены на фигурных клумбах геометрических форм) и тем, что некоторые из них посадил собственными руками, порой перед обедом до пота трудясь в саду.

Персидский сад у дворца Чехель-сотун. Иран
Персидский сад у дворца Чехель-сотун. Иран. XVII в.

Сады ацтеков

Летние дворцы правителей ацтеков возле Тескоко на многие километры были окружены садами. По свидетельству европейцев, там были рощи и аллеи, фонтаны и пруды. Монтесума I (1440—1468) создал загородные сады в Уакстепеке (Мексика), собрав в них тропические цветы и деревья, свезенные из прибрежных областей. Методы орошения позволяли ацтекам выращивать на высокогорье даже ваниль и какао (под присмотром садовников, доставленных из мест, где эти растения были приобретены).

Клуатр
Клуатр — двор монастыря Св. Франциска Ассизского в Сорренто. Италия. XV в.

Синий Мажорель

Французский художник начала прошлого века Жак Мажорель, создавая свой сад, соперничал с небом. И ему таки удалось победить — яркий марокканский оттенок небес теперь называют «синий мажорель». Художник, используя синий, зеленый и темно-красный цвета, создал уникальные садово-парковые интерьеры.

Сад Мажорель. Терраса. Марокко
Сад Мажорель. Терраса. Марокко

Жак Мажорель ввел в пространство сада яркую керамику из обожженной глины — широкие вазы, желтые, зеленые и синие. Они, как и узоры изразцов зелидж с декором художника, добавляют цветовые эффекты, скрывающиеся от посторонних за входной дверью, собственноручно расписанной живописцем.

Творческий почерк

Если Мажорель как представитель своего времени «присвоил» оттенок синего цвета, которому отдали дань Шагал, Кандинский и другие его современники, то сад Клода Моне воплощал в природных красках яркую трепетность импрессионистического мазка.

Японский мостик в саду Живерни. Франция
Японский мостик в саду Живерни. Франция

В поместье Живерни Клода Моне розовый кирпичный фасад дома обрамляли арки из вьющихся растений и цветники, полные глициний и азалий. Сияющие блики разбрасывал пруд со знаменитыми «кувшинками» и мостиком в японском стиле, хорошо знакомыми всем по полотнам Моне. Художник превратил свой сад в палитру, смешивая, как краски, цветы на клумбах, располагая их рядом, или накладывая друг на друга яркими «мазками».

Моне писал, что с того времени, как у него появился сад, ему не нужно было никакой другой модели. Так пространство сада стало единым художественным объектом — прекрасной натурой для рисования.

Экскурсии «от Людовика»

Самый знаменитый сад-декларация — Версальский, возлюбленное детище «короля-солнца» Людовика XIV. Миф об Аполлоне во всем его сиятельном разнообразии пересказан здесь языком аллей и фонтанов, экзотических деревьев и стриженых бордюров. Людовик XIV осознавал важность хода и ритма созерцания Версальских садов как в эстетическом, так и в практическом смысле. Поэтому в 1689 г. он описал экскурсию по саду, назвав свой труд «Способ показывать Версальские сады», который позднее переработал еще в пяти вариантах.

Сад Версаля
Сад Версаля входит в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО



Поделиться ссылкой