Сенжери. Обезьянки обличают

Изображения обезьянок кочуют с картины на картину весь период Средневековья и как красноречивая деталь украшают работы художников вплоть до конца XVIII в. Но в одном из жанров, ныне практически забытом, эта «деталь» выдвигается в центр композиции, становясь главным действующим лицом картины.

Сенжери — особый жанр, в котором обезьянки изображаются смешно имитирующими человеческую деятельность.

Стрелковая рота. Давид Тенирс Младший. 1633 г.
Стрелковая рота. Давид Тенирс Младший. 1633 г.

И развлеченье, и поученье

Само слово «сенжери» с французского означает «обезьяний трюк». Обезьянки на таких полотнах, как правило, модно одеты, а сами композиции написаны с оттенком мягкой сатиры. Некоторые из этих картин задумывались как развлекательные, а в других сатирическое послание становилось преобладающим.

История жанра

История сенжери начинается с зарисовок-«басен» на папирусах Древнего Египта и сценок на накладках из слоновой кости, украшающих эбеновые основы арф Месопотамии. В средневековой Европе обезьяны воспринимались как символ деградировавшего человечества и его слабостей. Часто такие фигурки появлялись на полях иллюминированных рукописей.

Тенирс-насмешник

Сатира сенжери особенно остро ощутима в картинах Давида Тенирса, пародирующих так называемые большие стили. Таковы его обезьяньи стрелковые роты, где каждый из присутствующих суетится и пыжится, тщась изобразить значимую деятельность. К классическим изображениям стрелковых рот относится, например, «Ночной дозор» Рембрандта.

В мастерской живописца. Давид Тенирс Младший. Около 1660 г.
В мастерской живописца. Давид Тенирс Младший. Около 1660 г.

Международная популярность

Комические сценки с обезьянками, появляющимися в человеческих нарядах и человеческой среде, как жанр обрели популярность во фламандской живописи в XVI в. Ведущим художником этого жанра стал Давид Тенирс Младший. Он вместе с младшим братом Абрахамом поднял сенжери до уровня международного художественного рынка. Забавные обезьянки были игривой метафорой всех глупостей и капризов мира и охотно покупались теми, кого они высмеивали.

В мастерской скульптора. Давид Тенирс Младший. 1660 г.
В мастерской скульптора. Давид Тенирс Младший. 1660 г.

Яркий колорит

Голландские жанровые сценки в кабачках всегда отличались занимательностью и обаянием. Порой циничная, порой жесткая, но чаще доброжелательная усмешка сопровождает эти картинки небольших размеров, создаваемые для украшения интерьеров бюргерских домов. Общая коричневатая гамма роднит полотна этого жанрового направления. Тенирс расцвечивает ее яркими вспышками чистых цветов, придавая традиционному изображению большую нарядность и праздничность — люди так ярко в кабак не одеваются, но ведь это же обезьянки. Яркие наряды символических цветов здесь служат дополнительной характеристикой каждого образа.

Табак и выпивка. Давид Тенирс Младший. Около 1660 г.
Табак и выпивка. Давид Тенирс Младший. Около 1660 г.



Поделиться ссылкой