Шахматы в искусстве. Красота логики

Игра в шахматы, построенная на логике и строгом расчете в сочетании с красотой замысла и смелостью комбинаций, во многом сродни изобразительному искусству.

Дар Востока

Шахматы попали в средневековую Европу с Востока на рубеже X—XI вв. как один из трофеев крестоносцев. Но ориентальный колорит быстро покинул шахматы. И в Средневековье эта игра стала такой же обязательной для изучения, как музыка, стихосложение или искусство ведения беседы.

Портрет мисс Хетти и Мэри Моррис. Гилберт Чарльз Стюарт. 1795 г.
Портрет мисс Хетти и Мэри Моррис. Гилберт Чарльз Стюарт. 1795 г.

Глядя на изображения прелестных шахматисток, поневоле задумываешься: не в этом ли позабытом ныне за компьютерными «ходилками» и «танками» искусстве крылся когда-то один из секретов семейного счастья? Шахматы как никакая другая игра позволяли решать мирно многие болезненные проблемы. Впрочем, в ряде рыцарских романов с удовольствием описывается, как герой, которого враги застали за партией в шахматы, хватает увесистую доску и использует ее как оружие. Рыцари стремятся к победе любыми средствами.

Интересный ход

Шахматные партии на миниатюрах часто выступали как метафоры куртуазной любви. Находим такой рисунок и в манускрипте Робине Тестера «Нравоучительная книга о шахматах любви», написанном для Луизы Савойской и Карла Ангулемского. Сами заказчики, покровители художника, на одной из миниатюр изображены увлеченными шахматной партией.

«Нравоучительная книга о шахматах любви». Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы. Робине Тестар. 1496—1498 гг.
«Нравоучительная книга о шахматах любви». Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы. Робине Тестар. 1496—1498 гг.

Помни о смерти

Любовь, как и все проявления жизни, быстротечна. И об этом готовы напомнить голландские мастера натюрморта, вводя в сюжет «ванитас» («суета сует») кроме других атрибутов, придающих бытию особую сладость, и шахматную доску. Всякая партия однажды закончится, подсказывают они, и, значит, нужно ценить каждый миг, каждую возможность, памятуя при этом, что все они в одной цене.

Натюрморт «ванитас». Неизвестный художник. Около 1650 г.
Натюрморт «ванитас». Неизвестный художник. Около 1650 г.

Неоднозначно подошли к изображению сцен игры в шахматы художники критического реализма. Так, один из выдающихся его представителей Оноре Домье создал на эту тему подлинный шедевр, где фигуры лепятся скорее светом, чем цветом, где монохромная палитра оставляет впечатление богатства и разнообразия теплых бежевых и мягких серых тонов. И где статичная композиция оживляется вспышкой света — сейчас томительное ожидание завершится и будет сделан ход.

Шахматный натюрморт

XX в. то увлекался шахматами запоем, то забывал о них напрочь, а затем снова возвращался к этой теме. И приветом из далекого мятежного XVII в. вернулся шахматный натюрморт, только пересказанный в соответствии с реалиями современности, как основа для творческого поиска новых форм и цветовых решений. Среди такого рода экспериментов работа Хуана Гриса, созданная в 1917 г.

Игра в шахматы. Хуан Грис. 1917г.
Игра в шахматы. Хуан Грис. 1917г.

Увлечение Рожера II

Изображение одной из первых в истории Европы сцен, где двое сошлись за клетчатой доской, было создано на стене Палатинской капеллы в Палермо на Сицилии. Христианский король Сицилии Рожер II лично занимался строительством капеллы как делом богоугодным, а в свободное время играл в шахматы. Неудивительно, что приглашенные византийские живописцы запечатлели на одной из фресок двух крестоносцев, сидящих, скрестив ноги по-восточному, в шатре на подушках за восточной игрой.

Шахматисты. Оноре Домье. Между 1863 и 1867 гг.
Шахматисты. Оноре Домье. Между 1863 и 1867 гг.



Поделиться ссылкой