Соцреализм — особый метод, применявшийся в искусстве при советской власти. После распада СССР произведения соцреализма были объявлены «антихудожественным» явлением и начали активно уничтожаться. Но некоторое время спустя пришло осознание, что этот вид искусства стал настоящим зеркалом эпохи, а следовательно, достоин самого вдумчивого исследования.
Социалистический реализм — метод художественного творчества, который появился и развивался в Советском Союзе и других странах так называемого социалистического лагеря. Особенность этого метода заключалась в том, что он активно насаждался властями и был частью государственной политики.
Искусству подобный силовой подход никогда не был полезен, однако и в таких условиях, несмотря на тесные рамки, настоящие таланты создавали шедевры — просто потому, что не могли иначе.
Годом официального рождения соцреализма принято считать 1932-й — именно тогда о нем стали активно писать в прессе, а вождь страны И. В. Сталин начал употреблять этот термин на встречах с деятелями культуры.
В дальнейшем это понятие развивалось. «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле», — писал, например, в 1934 году «великий пролетарский писатель» Максим Горький, основатель соцреализма в литературе.
Однако само изобразительное искусство в этом жанре появилось гораздо раньше: к образцам социалистического реализма с полным правом можно отнести скульптуру И. Д. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата» и картину А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда», созданные в 1927 году. А понятие «пролетарского реализма» революционер, а позже советский государственный деятель А. В. Луначарский впервые использовал еще в начале XX века.
От социалистического реализма прежде всего требовалось поддерживать идеалы революции, соответствовать идеологии марксизма-ленинизма, воспитывать молодежь и утверждать руководящую роль коммунистической партии. Критики давали «зеленый свет» произведению, которое соответствовало этим признакам, даже при его нулевой художественной ценности. И наоборот, при отсутствии идеологической составляющей любой шедевр мог быть объявлен вредным.
Над художниками осуществлялся негласный, а порой и гласный контроль. Тем не менее многие из них искренне поддерживали государственную идеологию и охотно воплощали в жизнь заданные принципы.
Условно выделяют несколько направлений соцреализма.
В первую очередь это изображения вождей. Руководителей страны рисовали на картинах в окружении соратников, членов правительства, делегаций рабочих и так далее, отливали их бюсты в бронзе и создавали громоздкие памятники, чтобы устанавливать их на площадях каждого города. Вторым направлением стали изображения представителей трудового народа — колхозников, рабочих, строителей.
К третьему направлению можно отнести зарисовки из жизни простых советских людей.
В 1940-е годы к ним добавилось и четвертое направление — картины на тему Великой Отечественной войны.
Завершением эпохи соцреализма в изобразительном искусстве принято считать конец 1980-х годов.
Исаака Израилевича Бродского (1883–1939) в шутку называют «придворным кремлевским живописцем», и не случайно. Этот художник создал что-то вроде официальной «иконографии» Владимира Ильича Ленина.
Картины Бродского «В. И. Ленин и манифестация», «Ленин в Смольном», «В. И. Ленин на фоне Кремля» печатались во всех советских учебниках, по которым школьники изучали историю 1910–1920-х годов.
Позже Бродский неоднократно писал портреты И. В. Сталина и других видных деятелей компартии.
Созданию образа простого советского человека в искусстве мы в основном обязаны трем авторам: художникам Александру Александровичу Дейнеке (1899–1969) и Александру Николаевичу Самохвалову (1894– 1971) и скульптору Вере Игнатьевне Мухиной (1889–1953). Их «Физкультурники», «Доярки», «Метростроевки» порой больше напоминают плакаты, но в то же время впечатляют своей яркостью, силой, точно схваченными типажами и настроением. Монументальная 25-метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» Мухиной, выполненная из нержавеющей стали, стала одним из самых узнаваемых символов советского времени.