Укиё-э (XVII-XX вв.)

Укиё-э — это тип гравюры, распространенный в Эдо, как прежде назывался Токио. «Укиё» — буддийский термин, означающий «текущий мир», то есть постоянные изменения, а «э» по-японски — «картина». Таким образом, укиё-э — «картины текущего мира». В период с 1603 по 1868 год, когда в Японии правили сёгуны, Эдо стал одним из крупнейших городов мира.

В XVII — XX веках сёгунат издал много жестоких и деспотических законов; мирские удовольствия и развлечения сурово ограничивались, жизнь «веселых кварталов» строго регулировалась. Такие меры привели к тому, что веселье и удовольствие стали считаться чем-то недоступным, что еще больше пополнило ряды желающих отдохнуть и повеселиться. В «веселых кварталах» жили куртизанки, гейши, борцы сумо и актеры театра кабуки — именно они были «звездами» эпохи Эдо. Они же становились персонажами популярных романов «укиё дзоси» («повести о бренном мире»), живописи укиё-э и ксилографии.

Термин «текучий мир» первоначально должен был напоминать о мимолетности сущего, но со временем превратился в описание беспечной обстановки «веселых кварталов» — театры, рестораны, чайные дома, — далекой от повседневной приземленной жизни и тревог большого города. Большинству людей казалось, что бурная жизнь знаменитостей протекает где-то вне реальности мрачной обыденности. Художники изображали эту жизнь чрезвычайно привлекательно, и вскоре картины стали столь же желанны, как и представленные на них образы. Позже в репертуаре появились изображения птиц и животных, пейзажи и бытовые сцены, что лишь добавило популярности «текучему миру», то есть миру за пределами повседневности. Впервые в японской истории художникам удалось создать образы, привлекательные для широкой публики.

«Все мои работы, в известном смысле, опираются на японское искусство» Винсент Ван Гог

Подняться над суетой

Само понятие укиё-э возникло из свойственного искусству ощущения отстраненности от мира. Картины были исполнены в технике, которая убеждала зрителя, что, созерцая радости жизни и получая от них удовольствие, он тем не менее не принимает в них участия и тем самым не нарушает указ сёгуна. С той же целью в укиё-э применяли необычные ракурсы и перспективы, создавая у зрителя ощущение, будто он парит над действительностью. Большая часть картин написана еще до изобретения фотографии, но все они напоминают фотоснимки, запечатлевшие краткий миг бытия. Необычность композиции добавляет сюжету оттенок сказочной нереальности.

Диагональ, порой пересекающая картину, передает идею движения, подчеркивая плоскость, на которой она расположена, но вместе с тем нет почти никаких попыток передать текстуру или светотень, поскольку изображение — это только изображение, и оно не должно казаться реальным. В мире важна гармония, потому на картине оставлено много пустого пространства, свободного от цвета и формы.

«Я завидую необыкновенной ясности, которая присутствует у японцев во всем»

Винсент Ван Гог

От рисунка тушью к гравюре

Жанр укиё-э был популярен в самых разных слоях японского общества, среди множества людей, которые не могли себе позволить покупку картины. Первые работы в этом жанре были выполнены тушью и стоили довольно дорого. Позже, в 1670 году, Хисикава Моронобу (1618-1694), известный как «отец» укиё-э, попробовал технику монохромной ксилографии. Это привело к широкому распространению живописи, поскольку гравюры стали доступны многим.

Некоторые из гравюр раскрашивали цветной тушью, пока в 1765 году Сузуки Харунобу (1724-1770) не изобрел технику цветной печати. Технология оказалась довольно трудоемкой, но зато гравюры укиё-э обрели краски, что вкупе с оригинальным рисунком способствовало росту популярности. Еще одним ярким представителем стиля укиё-э был Окомура Масанобу (около 1686-1764). Произведения Китагава Утамаро (около 1753-1806) и Тосусаи Сараку (работал в 1794-1795) использовались в качестве театральных афиш или даже вывесок публичных домов, иногда на них изображали знаменитых актеров, куртизанок и гейш. В XIX веке сцены городской жизни дополнились пейзажами. Кацусика Хокусай (1760-1849) и Андо Хиросигэ (1797-1858) в своих работах сумели передать утонченную красоту живой природы в любое время года при любой погоде.

Хисикава Моронобу
Хисикава Моронобу
Японская живопись Сузуки Харунобу
Японская живопись Сузуки Харунобу
Окомура Масанобу - Женщины в живописи
Окомура Масанобу - Женщины в живописи
Кацусика Хокусай
Кацусика Хокусай
Андо Хиросигэ
Андо Хиросигэ

Le Japonisme

В период между 1639 и 1854 годами японцы вели дела только с Голландией и Китаем. Но, несмотря на изоляционизм, западные научные открытия и философские идеи все же проникали на острова, а информация о жизни Японии достигала Европы. После Реставрации Мэйдзи в 1868 году Япония возобновила контакты с остальным миром. Западные изобретения, такие как фотография и линейная перспектива, оказали влияние на творчество японских художников, и искусство укиё-э постепенно вышло из моды.

Гравюры превратились в никому не нужные безделицы, и в них даже заворачивали товары, отправлявшиеся на экспорт. Но зато в Европе эти картинки произвели настоящий фурор. Европейское художественное сообщество было потрясено совершенно новым подходом. Бытовые сцены, неожиданные ракурсы, искаженная перспектива, чистые краски, отсутствие полутонов, четкий рисунок — Запад не знал прежде ничего подобного. Новый стиль стал источником вдохновения для величайших из импрессионистов, постимпрессионистов, художников ар-нуво. Во Франции это повальное увлечение Востоком получило название «японизм».

Хиросигэ

Мы словно смотрим откуда-то сверху на стаю лисиц, собравшихся под громадным деревом. Картина изображает святилище Оджи Инари к северу от Эдо. Существовало поверье, что в канун нового года лисицы префектуры Канто собираются около этого дерева и превращаются в людей. Местные жители наблюдают таинственное свечение, сопровождающее эти трансформации, и гадают, каким будет урожай в будущем году. Хиросигэ считается последним великим мастером укиё-э, который невероятно точно изображал природные явления, даже в мифологических картинах. Необычный динамичный ракурс композиции производит еще большее впечатление, если вы вспоминаете, что японцы читают справа налево.

Канун нового года, свечение под деревом в Оджи. Из цикла «Сто видов Эдо», Андо Хиросигэ, 1857, ксилография
Канун нового года, свечение под деревом в Оджи. Из цикла «Сто видов Эдо», Андо Хиросигэ, 1857, ксилография

Эпохи Эдо и Мэйдзи

Эпоха Эдо закончилась в 1867-м, и за ней последовал период Мэйдзи, продолжавшийся до 1912 года. Эдо — время тишины и покоя, Мэйдзи — эпоха перемен, восстановления власти императора. Япония возобновила торговые отношения с Западом, и под воздействием новых идей, проникших в страну, изменилось искусство укиё-э.




Поделиться ссылкой