Время в искусстве

Как изобразить время? В виде зооморфного бога древних цивилизаций или антропоморфного его варианта (в виде двуликого Януса) в античности. Рельефы римских саркофагов украшались плодами и цветами, сменяющимися в соответствии с приходом нового сезона. Но если с временем года все понятно, то что же неделя, день, час?

Охотники на снегу. Питер Брейгель Старший. 1565 г.
Охотники на снегу. Питер Брейгель Старший. 1565 г.

Сколько нам отмерено

Задачу изображения неизобразимого с блеском решило Средневековье. Время нам отмерено Богом, и, значит, мы продолжим Его дело: разобьем отведенную для земного бытия незначительную часть бесконечности на еще более мелкие — и изобразим признаки каждой из них.

Гениальная идея нашла не менее гениальное воплощение. Возникло такое понятие, как часослов: сборник рекомендаций, в какое время какого дня года и месяца возносить Господу какую молитву. А практичные миряне выстроили вокруг него свой быт. Рукописный часослов стал настольной книгой доброго христианина. А что за книга без картинок? И самые лучшие, самые прекрасные — а зачастую их так и величали — часословы были первым визуальным воплощением времени не только сиюминутно отмеряющегося — часы человек использовал и до этого, — но и зафиксированного в прошлом и будущем.

Просто о вечном

Питер Брейгель Старший, как представитель Возрождения Северного, не порывавшего с готической традицией, хронологию в своих «Временах года» ведет помесячно, и ничего мифопоэтического в его работах нет — кроме разве что самой жизни, многозначности каждой ее детали. Вот на чистейший утренний снег вышли охотники, вдали на пруду катается на коньках ребятня — а в домах нет дымков, и кое-где стены закопчены после пожарища. Жизнь продолжается не только во время зимних холодов, но и во время войны.

Вечное движение

Прелесть жизни в ее мимолетности запечатлели импрессионисты. Тут уж счет времени пошел на часы: вслед за движением солнца меняются «портреты» Руанского собора в цикле Клода Моне.

Руанский собор. Клод Моне. 1893 г.
Руанский собор. Клод Моне. 1893 г.

Модернисты и символисты также отдали дань движению времени. Первые в философском ключе, изображая цепи событий жизни, вторые — смену символов: с примулы на ирис, астру и омелу.

Современные художники, не забывая учителей и академические традиции прошлого, смену времен года иллюстрируют перформансами и хеппенингами, в которых порой участие может принять и сам зритель. Ведь у нас еще есть время.

Каждому времени свое дело

Миниатюры средневековых рукописей изображают разнообразные человеческие занятия — от согревания озябших ног у огня камина в феврале до сбора маргариток в апреле-мае, движение созвездий в соответствии с зодиаком, активизацию тока жидкостей и энергий в теле (в манускриптах специализированного характера) — то есть они напоминают про обязанности и обещают забавы, а также сообщают количество дней в месяце и содержат информацию о лунном календаре.

Цельность времени

Редкому художнику удается запечатлеть время в его цельности. Каспар Давид Фридрих, немецкий романтик начала XIX в., в картине «Этапы жизни» умудрился вместить всё: и этапы взросления — от детей до пожилого мужчины, и символ надежды на политические перемены — едва заметный флажок в детской руке. И, пожалуй, главное — образ отплывающего корабля, на палубе которого нет ни огонька, ни человечка, отсылая нас к легендарному гомеровскому списку кораблей, уплывающих в Трою навсегда.

Этапы жизни. Каспар Давид Фридрих Около
Этапы жизни. Каспар Давид Фридрих. Около 1834—1835 гг.



Поделиться ссылкой