Стоит только дотронуться до этого удивительного плода, и, как в детской сказке, — катится яблочко по тарелочке — покажутся нам «страны заморские, чудеса невиданные», начиная с рощ кельтского Авалона и заканчивая райскими кущами, изображенными в живописи.
Древние греки были уверены, что на Олимпе с яблоками было плохо. Иначе с чего бы именно яблоко стало призом в соревновании трех главных богинь? Не из-за надписи же «Самой прекрасной»! Поскольку миф о яблоке раздора, которое хорошенький пастушок Парис должен был присудить одной из богинь, греческий, соответственно, и первые изображения этого плода должны были возникнуть в Элладе. И пусть от греческой живописи до нас дошли только описания, образ юноши с яблоком в руке встречается в вазописи и римских копиях.
Из-за этой своей неоднозначности, а возможно, и мужского самолюбия, ведь красота женщины в глазах мужчины, суд Париса является наиболее популярным сюжетом о яблоках сразу после сцены в раю. Работы Лукаса Кранаха, мастера Северного Возрождения, часто включают изображение этого плода. Легко узнаваемые пикантные пышноволосые красавицы Кранаха, со своеобразным разрезом глаз и личиком в форме сердечка, часто сидят под яблонями — «жены плодные».
Интересно, неужели Афродита была не так хороша, если для того, чтобы получить заветное яблоко, ей пришлось пообещать Парису Елену? Понятно, почему справедливые греки не обвиняли бедную девушку в развязывании войны: мужчины наделали глупостей исключительно по воле богов, признавали свою ответственность, не перекладывая вину («сама виновата») на хорошенькое личико и стройную фигурку.
Выдающегося художника барокко Питера Пауля Рубенса интересует контраст упругости бликующего плотного яблока и нежности обнаженного женского тела.
Художнику XIX в. Огюсту Ренуару интересна иная задача, он создает мягкую, окутанную чувственностью композицию, воплощая тему «выбора без выбора». Ну, действительно, не на вкус же пастушка богини полагались?
Современным живописцам, для которых и состязание женщин, и их обнаженность не представляют особого интереса, любопытнее тема красоты Париса, вручающего победительнице вместе с яблоком и себя.
Яблоко не всегда женский атрибут. Рафаэль Санти в «Портрете юноши с яблоком» иллюстрирует упоение молодостью и здоровьем, привнося в картину аромат осени.
Искусство XIX в. облегчает груз символических значений на этом фрукте: иногда яблоко — это просто яблоко. Цветущие яблоневые сады импрессиониста Клода Моне являют трепет оттенков розового, легкое свечение лепестков, хороши сами по себе. Мы поддержим это убеждение — прекрасны не только импрессионисты, но и просто яблоки.
Яблоко в руках у женщины любого возраста, изображенной на картине, трактуется более чем однозначно. А уж если добавить к нему взор — вызывающе-дерзкий или кокетливо-скромный, сочетание получается неотразимым. К слову, если яблоко изображено надкушенным, грехопадение свершилось.
Римляне изображали яблоки на фресках и без присутствия рядом Париса, просто как натюрморт. Но и от тематических композиций с обнаженными женскими фигурами не отказывались. С яблоками в руках плавно движутся по кругу римские грации — богини красоты и изящества.