«Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек всецело отдавался ему.»
Микеланджело
К концу XIV столетия средневековая культура начинает клониться к закату, постепенно уступая место Возрождению и — позднее — Новому времени. Этот процесс, как уже говорилось, не был одновременным и единым во всей Европе. Но все же попробуем выяснить, какие трансформации происходят в это время в искусстве, что нового появляется в повседневной жизни людей?
В эпоху Средневековья «культурный обмен» между разными государствами и разными культурными укладами часто осуществлялся не только благодаря торговле и путешествиям, но и, как ни странно это прозвучит, благодаря военным конфликтам. В качестве военной добычи у поверженного врага забирали все самое лучшее и интересное, и этим «интересным» часто оказывались именно произведения искусства.
Практически весь период Средневековья прошел «под знаком» крестовых походов. Причины их могли быть самыми разными — да, официально обычно говорилось, что рыцари и их отряды отправляются распространять и защищать христианство от иноверцев, отвоевывать святыни в Иерусалиме... Более прозаической подоплекой являлось желание захватить новые земли и приобрести неисчислимые богатства — как мы знаем, понятия «рыцарь» или «феодал» в средневековой Европе вовсе не обязательно означали состоятельность. Каковы были последствия? Католическая церковь существенно расширила сферу своего влияния, на свет явились духовно-рыцарские ордены, более жестким и радикальным стало противостояние христианского и мусульманского миров. А что же в культурном плане?
Во-первых, жители средневековой Европы с удивлением признали, что «иноверцы» Востока — вовсе не неотесанные варвары, которыми их привыкли считать. Достаточно напомнить о медицинских трудах Авиценны, о достижениях в области математики, астрономии, естествознания... Во-вторых, благодаря купцам и завоевателям европейцы знакомились с восточными пряностями и тканями, зачитывались образцами переводов лирической поэзии и украшали свои дома коврами, вазами, драгоценностями. Ведь даже «рыцарская культура», воспетая многими писателями и художниками, стала таковой по большому счету после крестовых походов: рыцарь эпохи раннего Средневековья — существо не слишком изысканное. В-третьих, крестовые походы способствовали сплочению рыцарства и преодолению феодальной раздробленности, с одной стороны, и углубили пропасть между европейской знатью и простолюдинами — с другой. Формирование рыцарского «кодекса чести» противопоставляло знатного воина «грубому, жадному и трусливому» плебсу.
Даже чисто внешне образ рыцаря, каким мы привыкли его себе представлять — облаченный в доспехи всадник на закованном в доспехи коне, — сложился уже в эпоху позднего Средневековья. В X-XV веках наиболее популярным облачением воина была кольчуга. Но постепенно она начинала вытесняться новым видом доспехов — основу их составляли металлические пластины с шарнирным соединением. Такой латный доспех появляется в большинстве европейских государств в XIV столетии и постепенно завоевывает все большую популярность. Кстати, применительно к защитной амуниции тоже выделяют готический стиль: например, готическими принято называть германские доспехи второй половины XV столетия, которые отличают жесткие линии, рифление, повышающее прочность, и острые углы пластин в местах соединений. К «итальянской готике» относят миланские доспехи этого же периода. Подобное облачение весило до 35 килограммов!
Что же касается отдельных заимствований, то перечислять их можно очень долго. Именно на Востоке (вероятнее всего, в Сирии) европейцы познакомились с ветряными мельницами и в XII веке начали сооружать их у себя. Именно с Востока впервые привезли сахарный тростник и арбузы, розы и лимоны; именно по примеру восточных владык, славившихся пристрастием к чистоте и любовью к разнообразной парфюмерии, в Европе снова начали появляться горячие бани (практически забытые со времен Древнего Рима) и использоваться косметика.
Европейцы начинают одеваться иначе. На смену простым линиям одежды романского периода приходят сложные, многослойные костюмы (имеются в виду, конечно же, в первую очередь костюмы знати). Интересно, что силуэт соответствует особенностям готической скульптуры: вытянутые линии, остроконечная обувь, узкие рукава, высокие сложные головные уборы женщин.
На протяжении практически всего Средневековья основным предметом мебели был сундук. В нем не только хранили имущество: при необходимости его можно было использовать в качестве обеденного или письменного стола, на сундуках также сидели и спали. Мебель романского периода довольно примитивна и тяжеловесна, хотя, конечно же, обстановка в доме богатого феодала отличалась от той, которую мог себе позволить крестьянин, зачастую обходившийся вместо стульев деревянными чурбаками.
В период готики сундук претерпевает любопытные изменения. Он «встает на попа» и превращается в шкаф. Появляются всевозможные его разновидности — посудные, шкафы для одежды и церковных облачений, шкафы для хранения книг и свитков. Интересно, что готическая мебель имеет те же элементы оформления, что и готический храм: резные «башенки», вытянутые вверх формы. Спинки кресел — особенно кресел знати и духовенства — также напоминают силуэт готического собора. Характерна для этого времени резьба, имитирующая складки ткани.
Популярным элементом украшения мебели (как, впрочем, и при изготовлении витражей, и при оформлении интерьера) были так называемые «готические трилистники». Обычно их истолковывают как символ Святой Троицы. Встречаются также и «четырехлистники» — их связывают с символикой креста...
В целом особенности быта человека Средневековья — это тема для отдельного масштабного и интересного исследования. Мы упоминаем здесь об этом, чтобы создаваемая нами картина была по возможности полной.