Анималистической живопись в России

БЕЛЫЙ ПАВЛИН
И.Ф.Гроот БЕЛЫЙ ПАВЛИН 1784 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Иоганн Фридрих Гроот, прозванный в России Иваном Фёдоровичем, приехал в Петербург из родного Штутгарта в 1743 г. Он стал родоначальником анималистической живописи в России. Виртуозное письмо и прекрасное знание звериных повадок сделали произведения Гроота эталоном анималистического жанра, долго служившим образцом для обучения молодых живописцев. С 1763-го по 1775 г. Гроот руководил одним из самых ранних живописных классов Петербургской академии художеств — классом живописи зверей и птиц. Существовал он недолго, до конца XVIII в. Однако именно мастера «зверописного» класса принесли в российское искусство саму практику изображения животных и птиц.

ЯЗЫК СИМВОЛОВ

В Петровскую эпоху в России в моду вошёл язык светской аллегории, уже чрезвычайно распространённый в Европе. Согласно голландской книге о символах и эмблемах, переведённой по заказу Петра I на русский язык в 1705 г., изображение «пеликана со птенцами» трактовалось как символ самоотверженной родительской любви: считалось, что пеликан разрывает клювом собственную грудь и кормит голодных птенцов кровью.

ПЕЛИКАН
И.Ф. Гроот ПЕЛИКАН 1753 г. Санкт-Петербург, Государственный музей-заповедник «Царское Село»

ГДЕ НАХОДИТСЯ «ПАРАДИЗ»

В XVIII веке в Европе стало модным создавать во дворцах собственный «парадиз», «эдем» - земной рай, который обязательно должен наполняться всевозможными редкостями В прудах находились дик°-винные водоплавающие а в клетках содержались экзотические животные и птицы, привезённые со всех концов страны.

МОНБИЖУ

15 декабря 1748 г. вышел указ императрицы Елизаветы Петровны о том, что Охотничий зал павильона Монбижу (по-французски — «моё сокровище») в Царском Селе должен быть украшен картинами. Гроот приступил к выполнению заказа. Осенью 1753 г. часть полотен была укреплена на стенах центрального зала Монбижу. По мере исполнения художник помещал новые картины на стены павильона. Последние три были написаны в 1762 г. И на протяжении 70 лет изящный павильон был одной из главных достопримечательностей Царского Села, чему немало способствовали великолепные анималистические сцены, написанные Гроотом. Более 40 картин, изображавших «всякого звания и всех родов птиц и зверей», покрывали всю поверхность стен. Обитатели царского зверинца впервые в России стали полноправными героями картин!




Поделиться ссылкой