«Какой дьявол эта современная цивилизация!»
Теодор Руссо
Начиная разговор об импрессионизме как художественном направлении, нельзя не учесть, что с исторической точки зрения этот период был чрезвычайно недолог — всего двенадцать лет. Однако имена таких художников, как Моне, Дега или Ренуар, известны всем. А потому возникает закономерный вопрос: из чего же вырос столь прекрасный цветок, получивший название «импрессионизм»?
В искусстве, как и в жизни, все взаимосвязано. При желании можно проследить любое направление современного искусства и найти взаимосвязь между ним и искусством стран и народов, отделенных от нас веками и континентами. Но вряд ли стоит углубляться столь основательно. Предтечей импрессионистов традиционно принято считать барбизонскую школу. Кто же такие барбизонцы?
Городок Фонтенбло, расположенный к юго-востоку от Парижа, еще со Средних веков служил резиденцией французским королям. Со времен Франциска I в этих живописных местах проводились пышные охоты, сцены которых не раз изображались на картинах живописцев. Однако после того, как Людовик XIV предпочел Версаль, бурная жизнь, кипевшая в Фонтенбло, стала стихать. События Великой французской революции и вовсе свели на нет, не только празднества, но и саму аристократию, и пригород Парижа погрузился в тихое течение сельской жизни.
Именно за эту провинциальную тишину и неторопливость группа художников в 1830-1860-х годах выбрала просторы Иль-де-Франса своим пристанищем. Почти два десятка живописцев осели в Фонтенбло, чтобы писать пейзажи рядом с деревушкой Барбизон, в честь которой позднее группа и получила свое название.
Что влекло сюда художников? Знаменитый лес, простые люди, живущие тяжелым трудом пахарей, собирателей и углежогов, — все это позволяло измученным шумом и круговертью городской жизни живописцам снова почувствовать близость дикой, первозданной природы.
«Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра» (Д. Рескин)
Что же такого значимого совершили представители барбизонской школы? Основным их жанром был пейзаж. Но ведь пейзаж в изобразительном искусстве присутствовал всегда, буквально со времен неолита. И если кому-то покажется преувеличением называть так схематичное изображение на стенах пещер, то вряд ли найдутся желающие спорить с тем, что пейзажные фрески довольно часто встречались в богатых античных домах.
Барбизонцы решили повернуться лицом к живой природе в тот самый момент, когда академическая и романтическая школы переживали несомненный кризис. Первая отводила пейзажу место условной и идеализированной декорации, вторая привносила в него экзотические мотивы, рожденные воображением авторов. Коммуна художников-барбизонцев шла в ногу со временем, работая в более реалистичной манере и утверждая ценность обыденного— рек, полей, маленьких городков, гор и долин.
Постепенно пейзаж отвоевывал себе место под солнцем, превращаясь из персонажа второстепенного в главное действующее лицо и становясь одним из ведущих жанров. Достаточно вспомнить живопись XIX столетия, чтобы убедиться в этом: почти все крупные художники отдали ему дань в своем творчестве.
Здесь побывали Т. Руссо и Ж. Дюпре, Ф. Милле и Д. де ла Пенья, позже приезжали Добиньи и Тройон,а впоследствии и импрессионисты — Моне, Сислей, Сёра...
Расцвета барбизонская школа достигла в 1850-х годах.
«Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — еще меньше» (П. Пикассо)
С философской точки зрения барбизонцы были последователями Ж. Ж. Руссо и прочих просветителей, полагая, что нравственное начало живо только в природе, тогда как в средоточии цивилизации — городах — оно уже мертво. Не чужды они были и влиянию романтиков, подчеркивавших чистоту и величие природных явлений. Что может быть естественнее солнечного луча, пробивающегося из-за туч? Что чище этого света, и что лучше символизировало бы возвращение к забытым истокам?
Если же рассматривать эту школу в контексте развития живописи, то она совершенно очевидно опиралась на наследие голландцев XVII века (Ян Вермеер, Якоб ванн Рёйсдал) и англичан XIX века (Джон Констебл, Уильям Тёрнер). Однако сюжеты и приемы, используемые барбизонцами, продолжали традиции реализма французской пейзажной живописи конца XVIII — начала XIX века (Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Поль Юэ).
Постепенно расширяя свой «ареал», пейзажисты все чаще работали на пленэре не только вблизи бывшей королевской резиденции, но и в Пикардии, Бургундии, Оверни и во многих других провинциях Франции. Природа, свет и воздух — три главные составляющие их картин, эмоциональная и зрительная целостность и тональная живопись — три главных приема. Общий спокойный тон картин, выдержанных в коричневых, бурых и зеленых тонах, расцвечивается отдельными, более яркими акцентами. Надо отметить и то, что барбизонская школа достигла высокого мастерства в технике валёра.
Считавшие реализм прозаичным, но стремившиеся к правдивому изображению реальности, осуждавшие современную цивилизацию, но избегавшие социальной направленности творчества — столь идеологически противоречивые барбизонцы открывали дорогу новому искусству.
Одним из самых известных фальсификаторов полотен знаменитых живописцев был Элмир де Хори, венгр по происхождению. Им были написаны и проданы тысячи картин, которые юридически подделками не являлись, так как не были подписаны именами других художников. В 2014 г. на аукционе в Новой Зеландии была сделана попытка продать подделку… под самого де Хори. Это были две картины в стиле Клода Моне. Но эксперты распознали фальсификацию