Берта Моризо: Виртуоз цвета

Поэт Поль Валери, муж любимой племянницы Моризо — Жанны, называл «тетушку Берту» Женщиной-Сфинксом за ее загадочность и молчаливый сдержанный нрав. «Она казалась бесконечно гордой и сдержанной, но ее холодность была так пленительна, что было невозможно остаться равнодушным», — говорил поэт Стефан Малларме. На окружающих она производила впечатление очень закрытого человека, который не спешит открывать свои тайны и показывать свои чувства. Это кажется особенно странным, когда вы начинаете знакомиться с картинами Берты Моризо, полными страстной экспрессивной живописи, буйства красок, недаром коллеги импрессионисты называли ее «виртуозом цвета». Широкие размашистые движения кистью, смелые столкновения цветов — так обычно пишут море во время шторма или батальные сцены, полные энергии борьбы, но нет, Моризо никогда не писала выдуманных историй, и экзальтированные марины ее тоже не привлекали. Весь свой недюжинный живописный темперамент она вложила в изображение жизни, хорошо ей знакомой. Она пишет людей, которых знает, берет ситуации, которые ей известны, изображает места, которые ей дороги. Откуда же такая экспансивная стремительность при написании неспешной жизни? Творчество Женщины-Сфинкса действительно несет в себе интонацию чего-то невысказанного. Возможно, объяснение кроется в несовпадении эмоциональной, даже порывистой, природы живописного таланта художницы Берты Моризо и том образе жизни, который время обязывало вести девочку из респектабельной буржуазной семьи, впоследствии добропорядочную жену и мать.

Э. Моризо. Портрет Берты. 1863
Э. Моризо. Портрет Берты. 1863. Талантливые работы сестры Эдмы неоднократно выставлялись в Салоне, но тем не менее она предпочла быть женой и матерью и оставить карьеру художницы
Б. Моризо. Чтение. Мать и сестра художницы. 1869-1870
Б. Моризо. Чтение. Мать и сестра художницы. 1869-1870. Мать Берты и Эдмы, привила девочкам любовь к музыке, сопровождала дочерей на сеансы копирования в Лувр или на пленэры, где барышни Моризо познакомились с Коро и его живописной манерой. «Слишком» большой талант сестер Моризо пугал преподавателей, ведь их увлечение могло перерасти в желание профессиональной деятельности, а это выходило за пределы буржуазных правил середины позапрошлого века
Б. Моризо. Автопортрет. 1885
Б. Моризо. Автопортрет. 1885. Судьбу Берты Моризо можно назвать скорее счастливой, она смогла реализовать свой дар и обрести личное счастье в семейной жизни в те времена, когда ее современницам приходилось выбирать только что-то одно
Э. Мане. Портрет Берты в профиль. 1868
Э. Мане. Портрет Берты в профиль. 1868. Для Мане Берта, во многом, осталась непостижимой, он создает ее образы, которые завораживают своей задумчивой отстраненностью, взгляд Берты редко обращен на нас
Б. Моризо. Сестры. 1869
Б. Моризо. Сестры. 1869. В 1869 г. был написан парный портрет «Сестры», где изображены обе барышни Моризо, слева с любимыми фиалками в волосах сидит Берта, справа с веером в руке Эдма. Обе героини пребывают в безмолвных размышлениях, им есть о чем подумать, Эдма находится накануне решительных перемен, она собирается замуж, а Берта уже познакомилась с Мане, и это погрузило ее в мучительные душевные переживания

Первым условием для успешной карьеры Берты стала поддержка семьи, ее отец, крупный чиновник финансового ведомства, был племянником великого художника Фрагонара и унаследовал любовь к живописи и архитектуре. Увлечение двух младших дочерей Эдмы и Берты рисованием было встречено родителями с радостью, в дом приглашались крупные художники в качестве учителей для девушек, поскольку им нельзя было учиться в Школе изящных искусств, дома была устроена мастерская.

«Важно выразить себя, при условии, что чувства являются реальными и взяты из собственного опыта». Берта Моризо

Картины сестры Эдмы неоднократно выставлялись в Салоне, но она вышла замуж за морского офицера и стала госпожой Понтийон, согласно принятым нормам оставила живопись и далее вместе со своими детьми была долгие годы любимой моделью ставшей знаменитой младшей сестры. Берта же решилась сыграть по своим правилам и выбрала путь художницы, к тому же мятежной художницы, она примкнула к «батиньольской банде» и стала выставляться с непризнанными «натуралистами», имея, кстати говоря, уже некоторое признание в профессиональной среде.

Б. Моризо. Портрет Эдмы. 1870
Б. Моризо. Портрет Эдмы. 1870. Самой первой моделью Берты стала сестра Эдма, на ней Берта практикуется в различных видах портретов. Сначала она пишет классический портрет на нейтральном фоне со студийным освещением, через год она изображает сестру в интерьере с дневным светом, на светлом фоне, но в темном наряде, который смотрится черным плоским пятном, в духе Мане
Б. Моризо. Эжен Мане. 1875
Б. Моризо. Эжен Мане. 1875. В 1874 г. Берта приняла предложение брата Мане — Эжена и вышла за него замуж. Знакомство с Мане стало важным фактором и для художественного роста Моризо, под влиянием живописи которого ее палитра стала светлее, смелее, Берту увлекли портреты. Портретировать барышня в то время могла только близких и знакомых, писать на заказ Моризо стала значительно позже, когда это уже не составляло угрозу ее репутации. В более поздние годы место любимой модели прочно занимает дочь художницы Жюли, за взрослением которой Берта пристально наблюдает и фиксирует
Э. Мане. Портрет Берты Моризо. 1872
Э. Мане. Портрет Берты Моризо. 1872. Пожалуй, самым выразительным образом Берты, созданным Мане, стал ее портрет в черном наряде, когда она наконец обратила взор своих темно-зеленых глаз на зрителя, и мы увидели в них «лед и пламень», которые одновременно уживались в этой удивительной женщине
Э. Мане. Отдых. 1870
Э. Мане. Отдых. 1870. В картине «Отдых», где героиня застигнута врасплох наедине с собой, она расслаблена, свободно, забыв об этикете, расположилась на диване, однако в лице ощущается напряженность, что-то не отпускает героиню
Э. Мане. Балкон. Фрагмент. 1868
Э. Мане. Балкон. Фрагмент. 1868. Даже в качестве модели знаменитой картины Мане «Балкон» Берта притягивает наше внимание своим отчуждением от происходящего, ее голова повернута, глаза отведены в сторону, она погружена в свои переживания
Б. Моризо. Розовое платье. 1870
Б. Моризо. Розовое платье. 1870. Такую россыпь жемчужных переливов в сочетании с нежным розовым мы встретим в одном из немногих ранних портретов Моризо, на котором изображена мадемуазель Маргарит Карре. Этот пленительный по колориту портрет вошел в историю по названию основного цвета — «Розовое платье», поскольку главным в портретах для Моризо становится их колористическое звучание

В 1868 г. Берта знакомится со знаменитым Эдуаром Мане, который очарован молодой талантливой художницей. Моризо восхищена живописной манерой мэтра, ей импонирует его внимание, они становятся близкими друзьями. В течение шести лет продолжались эти отношения, полные творческого общения, душевного взаимопонимания и, видимо, затаенных чувств, которые они принуждены были сдерживать. Единственным способом выразить свою симпатию к Берте для Эдуара Мане было написание ее портретов, и он создает более десятка ее изображений, в масле, акварели, графике. Он пишет ее в черном, в белом, на балконе, с веером, с муфтой, на портретах Мане Берта всегда молчалива, сдержанна, даже грустна, ее мысли и чувства глубоко спрятаны.

Круг сюжетов и образов для женщины-живописца в середине XIX в. был весьма ограничен, представить себе «женщину из общества», а именно к этому социальному слою принадлежала Моризо, в кабаре или в уличных кафе, в дансингах или даже на ночных улицах было просто невозможно. В театре или на скачках, в парке или на пляже — повсюду ее должен был кто-то сопровождать. Поскольку Берта увлекалась живописью с натуры, то даже любой сеанс на пленэре превращался для нее в испытание, женщина с мольбертом вызывала повышенное любопытство окружающих. К счастью, ей повезло, что в молодости компанию ей составляла неутомимая матушка, а затем ей помогал любящий и преданный муж. Чаще всего Берта изображает жанровые сцены из семейной жизни, сначала своих сестер, затем — своей. По мере подрастания племянников Моризо меняются мотивы жанровых сцен, в 1873-1874 гг. она создает целый ряд очаровательных пленэрных композиций, в которых действие разворачивается в Булонском лесу, по соседству с которым жила Берта, или в деревне Морекур, где жила Эдма с семьей. Интерес к пейзажному жанру заметен еще в раннем творчестве художницы, уже на выставке 1870 г. она представила одно из первых своих пленэрных произведений «Порт в Лорьяне», где на парапете изображена женская фигура с зонтиком, любующаяся рекой и лодками. Пейзажи Моризо отличаются эмоциональностью, темпераментом, стремительностью, красочностью, большая их часть была написана во время путешествий семьи художницы на побережье или в поместья к родным. Целая серия пейзажных работ была выполнена в 1875 г. вскоре после свадьбы, когда молодожены отправились погостить к родственникам мужа Эжена Мане в Женвилье.

Б. Моризо. На балу. 1875
Б. Моризо. На балу. 1875. Берта не пишет мужских портретов, они слишком монохромны, а женские образы становятся все более обобщенными и декоративными. Имена их героинь история не сохранила, они названы по жанровой интонации — «Перед театром» или «На балу»
Б. Моризо. Портрет мадам Эдмы Понтийон. 1871
Б. Моризо. Портрет мадам Эдмы Понтийон. 1871
Б. Моризо. Сушка белья. 1875
Б. Моризо. Сушка белья. 1875. В этой картине все строится на более приглушенной гамме любимых автором серых, белых, розоватых, палевых оттенках, что позволяет акцентировать внимание на жанровой составляющей. Пунктирные линии столбов, веревок с бельем, досок в заборе создают ритмичное движение, а изысканные сочетания зеленого, сизого, оливкового придают обыденной сцене элегантный вид
Б. Моризо. Жюли Мане и ее борзая Лаэрт. 1893
Б. Моризо. Жюли Мане и ее борзая Лаэрт. 1893. Моризо пишет дочь, сидящей на диване вместе с ее любимой борзой Лаэртом, которую подарил Малларме. Он вместе с Ренуаром был опекуном Жюли Мане после смерти мужа Берты, они часто бывали в гостях у Моризо, чей дом стал объединяющим штабом для уже разрозненных импрессионистов, здесь они по-прежнему были «батиньольцами»
Б. Моризо. Дочь Жюли, играющая на скрипке. 1893
Б. Моризо. Дочь Жюли, играющая на скрипке. 1893. В начале 1890-х гг., когда Жюли превратилась в прелестную юную девушку, Берта пишет несколько ее портретов на фоне интерьера в их гостеприимном доме в Пасси
Б. Моризо. Чтение. 1873
Б. Моризо. Чтение. 1873. Настроением элегии проникнута работа «Чтение», где одинокая женская фигура гармонично вписана в пейзаж. Здесь нет отношений между персонажами, есть только погруженная в чтение дама, ее силуэт в белом платье, и легкий в полупрозрачной зеленой дымке пейзаж
Б. Моризо. Сирень в Морекуре. 1874
Б. Моризо. Сирень в Морекуре. 1874. Полотно «Сирень в Морекуре» отличается тонким лиризмом, пронизано ощущением прозрачного акварельного счастья. Главным выразительным средством в этой работе становится пейзаж, наполненный свежей зеленью, прозрачным воздухом, мимолетным трепетом ветра в траве
Б. Моризо. Колыбель. 1872
Б. Моризо. Колыбель. 1872. «Колыбель» — одна из самых известных картин Моризо, написанная в 1872 г. в Париже. На полотне изображена сестра художницы Эдма, наблюдающая за своей спящей дочерью Бланш. Берта чутко поймала то особое состояние полной отрешенности матери в тот миг, когда она смотрит на свое дитя. При этом сцена решена без излишней сентиментальности, чувство нежности и интимности отношений матери и ребенка переданы с помощью образа полупрозрачного занавеса, создающего для персонажей обособленное пространство. Певучая плавность восходящих и ниспадающих линий драпировок, мерцание серебристо-белых складок невесомого муслина — мы с наслаждением любуемся смелой кистью Моризо
Б. Моризо. Порт в Лорьяне. 1869
Б. Моризо. Порт в Лорьяне. 1869. Эта картина была написана в то время, когда Моризо посещала в Лорьяне свою недавно вышедшую замуж сестру Эдму, муж которой служил во флоте. Женщины имели много свободного времени, проводили время с друзьями и рисовали, Мане восхищался этой работой, и Берта отдала ему полотно. На холсте сестра Берты сидит на парапете под зонтиком, небо и облака отражаются в море
Б. Моризо. Вид Парижа с холма Трокадеро. 1873
Б. Моризо. Вид Парижа с холма Трокадеро. 1873. В 1872 г. Берта пишет редкий для себя парижский пейзаж с панорамным видом послевоенной столицы. Вид с вершины холма Трокадеро изображает русло реки Сены, Йенский мост и открывающееся за ними Марсово поле, служившее местом проведения Всемирной выставки 1867 г. Необычная композиция, которая строится на широкой горизонтали, представляющая образ большого города, не производит впечатления помпезности или монументальности, Париж тает в лиловой дымке как волшебное видение. Город отделен от зрителя паузой Марсового поля, которая создает ощущение свободы и простора, а силуэты Ив с дочерью и Эдмы на первом плане вносят интонацию диалога и открытости



Поделиться ссылкой