Благодаря кому появился импрессионизм?

Находясь в оппозиции, молодые художники не получили академического образования, они вообще без пиетета относились к прославленным мэтрам, но это вовсе не значит, что импрессионизм появился сам по себе на пустом месте. Так кого же нам нужно благодарить за то, что они подготовили рождение нового стиля?

Ф. Хальс. Портрет Николаса Хасселара бургомистра Амстердама. 1635
Ф. Хальс. Портрет Николаса Хасселара бургомистра Амстердама. 1635. Молодые художники любовались тем, как растворяются контуры фигур у Веласкеса, окутанные солнечными лучами, как остро и смело работал своей стремительной кистью Хальс, создающий из хаоса раздельных мазков переливы шелковых плащей или ажур кружевных воротников
Д. Веласкес. Менины. Инфанта Маргарита. Фрагмент. 1656
Д. Веласкес. Менины. Инфанта Маргарита. Фрагмент. 1656. Ускользающий, рассеянный солнечный свет, рефлексы и отражения, быстротечность эмоций и движений — все эти тонкости не давали покоя таким звездам далекой эпохи барокко, как Диего Веласкес или Франс Хальс, их волшебная живопись вдохновляла своей свободой начинающих импрессионистов, они считали себя наследниками традиций и утверждались в своей правоте. На их картинах царила живопись, которую они не скрывали под лессировками, и эти старые полотна излучали больше живой энергии, чем многие бестселлеры Салона
Тициан. Мадонна и дитя. 1565-1570
Тициан. Мадонна и дитя. 1565-1570. Так случилось еще у великого Тициана в XVI в., когда он уже в зрелые годы пришел к пересмотру задач живописи. Для него стало важным писать импульсивно, пытаясь запечатлеть ускользающие мгновения, блики, вспышки света, жертвуя тщательной проработкой фактур и деталей, за что его ценили поклонники. Его новой манеры современники так и не поняли, считая ее блажью стареющего гения

Предшественники импрессионизма, которых сами художники считали своими учителями, могли быть с ними лично незнакомы и даже не быть их современниками, Поскольку задолго до 1874 г. многие талантливые и прозорливые живописцы приходили к некоторым приемам и открытиям, которые у импрессионистов стали основой творческого метода. Среди них Тициан, Диего Веласкес и Франс Хальс. Великие колористы венецианского Ренессанса — это одни из первых предтеч импрессионизма.

Далее, особое восхищение у «батиньольцев» вызывали мастера, обладающие неповторимой манерой, стоящие особняком от мейнстрима, внутренне свободные, чьи работы отличались глубиной и проникновенностью, одухотворенностью и нетривиальными живописными решениями. Среди них Ф. Гойя, У. Тернер.

У. Тернер. Дождь, пар, скорость. 1844
У. Тернер. Дождь, пар, скорость. 1844. Живопись другого романтика, но уже из Англии, Уильяма Тёрнера, послужила предметом изучения Клода Моне. Тонкие полные нюансов и туманов пейзажи Тернера переворачивали представление о том, как надо изображать природу, он одним из первых показал, как пространство, свет и воздух могут трансформировать предметы, и мы видим вместо моста и паровоза только свет фонаря, тени и силуэты сквозь клубы пара на одной из его известных картин
К. Моне. Поезд в снегу (локомотив). 1875
К. Моне. Поезд в снегу (локомотив). 1875. Любовь к световоздушным эффектам и даже некоторые мотивы — поезда, мосты, море и скалы — позже все это станет визитной карточкой Клода Моне
Ф. Гойя. Махи на балконе. 1808
Ф. Гойя. Махи на балконе. 1808. Франсиско Гойя, обладал не только мощным талантом, но и мятежным духом, который позволил ему прокладывать свой собственный путь в искусстве
Э. Мане. Балкон. 1868
Э. Мане. Балкон. 1868. Экспрессивная живопись испанского мастера завораживала Эдуара Мане и Огюста Ренуара; начиная карьеру, они мечтали научиться писать так же ярко и смело, как Гойя

Кроме того, предтечами импрессионизма можно считать тех пейзажистов, кто вышел из мастерской на открытый воздух и стал создавать пленэрную живопись, предавая своим работам свежесть и новизну: Д. Констебла, Т. Руссо, К. Коро, Ж. Дюпре, Ш. Добиньи и К. Тройона.

Художники барбизонской школы — Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Констан Тройон и особенно Шарль Добиньи — обратили свои взоры на окружающую их французскую природу и без прикрас, но с большой любовью, ее увековечили.

Д. Констебл. Телега для сена. 1821
Д. Констебл. Телега для сена. 1821. Среди первых пленэристов стоит имя певца старой Англии Джона Констебла, чьи сельские виды полны сдержанного очарования. Он повлиял на целое поколение французских реалистов, которые положили начало традиции выезжать летом на этюды. Им приглянулись окрестности местечка Барбизон, давшее название всему течению
Ш. Добиньи. Пруды в Желё. 1853
Ш. Добиньи. Пруды в Желё. 1853
К. Коро. Пейзаж в Арле дю Нор. 1871
К. Коро. Пейзаж в Арле дю Нор. 1871. Коро покорял своей искренностью, в его живописи удивительно переплеталась точность наблюдателя, (ведь он с мольбертом исходил пешком всю Францию и признавал только натурную живопись), с субъективным, эмоциональным, даже поэтичным прочтением мотива

Извечная тоска горожан по природе делает пейзаж любимым жанром XIX века, которому еще так непривычно было обходиться без поэзии сельской жизни. Особенно проникновенно лирические ноты зазвучали в нежных, тающих в дымке серых оттенков, картинах Камиля Коро, у которого импрессионисты учились трепетному личностному отношению к миру.

Среди непосредственных предшественников импрессионистов необходимо назвать их более старших современников французов Эжена Делакруа, Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле. Курбе и Милле повлияли на молодых художников своей преданностью натуре, они оба были противниками надвигающегося индустриального общества и обратили свои взоры на жизнь крестьян и деревни. Образы людей из французской провинции, их сдержанный брутализм, их патриархальный быт стали главными для этих авторов. Подобная правдивая живопись была новым словом на фоне салонного глянца, будущие импрессионисты с жаром воспринимали каждую новую работу Курбе и Милле.

К. Писсарро. Пруд в Монфуко. 1874
К. Писсарро. Пруд в Монфуко. 1874. «Пленэрный» дар маэстро Коро вдохновил прежде всего Камиля Писсарро, приверженца чистого пейзажа, считавшего себя его учеником
Э. Делакруа. Вид на море с холмов в Дьеппе. 1852
Э. Делакруа. Вид на море с холмов в Дьеппе. 1852. Нормандские красоты не оставили равнодушным и такого именитого художника как Делакруа, который к жанру пейзажа обращался нечасто, преимущественно в графике. Но именно здесь он был наиболее свободен в своих колористических экспериментах, которые подтверждали его теоретические исследования о сочетаниях цветов. Все открытия знаменитого мастера в области влияния света на наше восприятие цвета были позже блестяще реализованы и развиты Ренуаром и Дега
Г. Курбе. Скалы в Этрета. 1869
Г. Курбе. Скалы в Этрета. 1869. Особенно интересен импрессионистам стал поздний Г. Курбе, когда он начал создавать неожиданно смелые по живописи пейзажи с видами нормандских берегов
К. Моне. Волнение моря в Этрета. 1883
К. Моне. Волнение моря в Этрета. 1883. Этот мотив проходит красной нитью через творчество Клода Моне, который в юности восхищался живописным мастерством пейзажей Курбе

Но самым неожиданным явлением, которое оказало воздействие на построение композиции, на выбор сюжетов, на отношение к уходящему времени у импрессионистов, стала печатная графика японских мастеров. Японская гравюра появилась в Европе уже в Новое время и поразила всех своей утонченной эстетикой, такая гармония линий и изящество силуэтов при изысканной рафинированности колорита, а также отсутствие линейной перспективы, объема и светотени — все это было эстетической бомбой для нового поколения художников.

И потом, знаменитые живописные серии Моне были во многом навеяны «50 видами горы Фудзи» Хокусая или «100 видами города Эдо» Хиросигэ. Впервые с японскими авторами французы смогли познакомиться на Всемирной выставке 1867 г., которая открылась на Марсовом поле в Париже. Это был ошеломляющий эффект, который имел отголоски в искусстве многих европейских мастеров от Эдуара Мане до Пьера Боннара, Винсента Ван Гога и Густава Климта и даже стал началом такого любопытного явления, как «японизм» в моде, дизайне и прикладном искусстве последней трети XIX в.

К. Утамаро. Красавица перед зеркалом. Ок. 1800. Б. Моризо. Возле зеркала. 1890.
К. Утамаро. Красавица перед зеркалом. Ок. 1800. Б. Моризо. Возле зеркала. 1890. Многие смелые образы и сюжеты из жизни дам полусвета импрессионисты решились раскрыть после знакомства с подобными темами у пленительного Утамаро
А. Сислей. Мост и мельница в Море. Влияние зимы. 1890
А. Сислей. Мост и мельница в Море. Влияние зимы. 1890. Японские гравюры на родине называют «укиё-э», что означает «картины плывущего, переменчивого мира», что перекликается с подходом к реальности импрессионистов — и те и другие художники пытались уловить момент и передать сиюминутное впечатление, оставляя за автором право на недосказанность
У. Хиросигэ. Мост в дождь. 1832
У. Хиросигэ. Мост в дождь. 1832
К. Моне. Камилла в японском костюме. 1876
К. Моне. Камилла в японском костюме. 1876

Отвечая на вопрос, заданный в начале главы, — благодаря кому появился импрессионизм? — заметим кратко, что на становление импрессионизма повлияли множество самых разных мастеров. У Тициана, Франса Хальса, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи они учились сочной живописи и виртуозной масляной технике. Вглядываться в натуру, работать на пленэре, чувствовать природу и ценить неповторимость самых скромных ее мотивов импрессионистов научили их старшие современники Джон Констебл, Камиль Коро и барбизонцы, а также Гюстав Курбе и Жан-Франсуа Милле. Эжену Делакруа и Уильяму Тёрнеру наши герои обязаны за смелые эксперименты со световоздушными эффектами и цветовыми сочетаниями. А японские эстампы помогли им ловить ускользающий миг, избирать интонацию недоговоренности и ненавязчивости, смело сдвигать композиционные планы, срезать фланги и менять ракурсы.




Поделиться ссылкой