Эдгар Дега (1834-1917)

«Живопись не слишком трудна для того, кто мало знает, но для того, кто знает много... дело обстоит совсем иначе.»
Эдгар Дега

Искать свой путь, отказывая себе в радостях жизни, осознанно отгораживаясь от общения, чтобы дать место и время творчеству, во всем добиваться совершенства, — кому по силам так прожить жизнь? Одного из таких людей мы знаем — это Эдгар Дега.

Тонкая чистая линия

Дега родился в обеспеченной семье. Его отец был преуспевающим банкиром, а мать — дочерью хлопкового брокера. Детей в семье было пятеро, и отец хотел, чтобы его дело унаследовал первенец, Эдгар. К слову сказать, будущий художник изначально носил фамилию де Га, так как семья отца имела аристократические корни, но позже сменил ее на более демократичную, не столь вызывающую.

Эдгар Дега «Автопортрет»
Эдгар Дега «Автопортрет» (1854-1855)

Хотя ему прочили карьеру юриста, Эдгар с детства проявлял желание стать художником; в юриспруденции и банковском деле он ничего не понимал. Договориться с отцом оказалось непросто, но юноша сумел добиться разрешения заняться живописью.

Сначала он обучался в лицее Луи-ля-Гран, делая основной упор на рисование. Долгие часы проводил в Лувре, копируя рисунки мастеров, и достиг в этом значительных успехов. Дега вообще был склонен к перфекционизму.

Позже его друзья шутили, что, если у него не отобрать картину, он никогда не закончит работу над полотном, постоянно внося в него какие-то изменения в стремлении к совершенству.

В 1855 году Эдгар поступил в Школу изящных искусств, оказавшись по итогам вступительного конкурса только в начале четвертого десятка. Дега выбрал мастерскую художника Ламота, ученика самого Энгра, которым Эдгар восхищался и которого ему довелось встречать у знакомых. Линия, четкая и ясная, форма, строго очерченная этой изящной линией, — вот что лежало в основе метода Энгра и его последователей. И это стало для Эдгара внутренним мерилом собственного творчества.

«Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест» (Э. Дега)

Итальянец в Италии

Семья Эдгара была родом из Неаполя, так что обычное для французских художников путешествие в Италию дало молодому человеку возможность ближе познакомиться со своей итальянской родней. Впрочем, большую часть времени он исследовал шедевры прошлого и осваивал классическую композицию.

Эдгар Дега «Сидящий обнаженный мальчик»
Эдгар Дега «Сидящий обнаженный мальчик» (1856)

Очень большое влияние на молодого художника оказало знакомство с Гюставом Моро, с которым он встретился в Риме в 1858 году. Моро был искренне увлечен творчеством итальянцев: Рафаэля, Корреджо, Микеланджело, Тициана — причем в основном изучал и стремился передать их палитру, не уделяя особого внимания рисунку и композиции. Гюстав много экспериментировал с техниками, в том числе с акварелью и пастелью, и Дега перенял это увлечение. Позже Эдгар тоже начнет экспериментировать с пастелью, и в итоге на свет появится растворитель его собственного «сочинения», основой которого станет скипидар. Применение этого растворителя позволит ему получать сухую, нежную и хрупкую поверхность картины.

В Италии Дега провел три года и вернулся оттуда с историческими полотнами и портретами родственников. Самой известной картиной того периода стала «Семейство Белелли» (1860-1862), на которой изображено семейство тетки Эдгара Лауры де Га: она сама, ее муж и две дочери.

Эдгар Дега «Семейство Беллели»
Эдгар Дега «Семейство Беллели» (1860-1862)

Уже по возвращении во Францию, в 1862 году, произошла судьбоносная для Дега встреча: в одном из залов Лувра он познакомился с Эдуардом Мане. Сведя знакомство также с Ренуаром и Моне, Эдгар стал завсегдатаем парижского кафе Гербуа, часами разговаривал с молодыми художниками и писателями, создававшими новую реальность в искусстве. К концу 1860-х годов Дега решил окончательно: ему не по пути с классикой, он принимает «новую веру», свободную от канонов.

Форма или цвет?

Оставив родительский дом, Дега переехал в мастерскую на Рю-де-Лаваль, в которой ему будет суждено прожить до конца своих дней. Теперь натура для него — повседневная жизнь, посетители кафе, парижане на прогулке, певицы и танцовщицы из дешевых кабаре. С 1870-х годов художник начал экспериментировать с техникой пастели. Естественное и органичное сочетание живописи и графики крайне привлекало Дега. Он сам называл себя «колористом посредством линий». Его манеру невозможно не узнать — легкая, эскизная, но при этом удивительно точная и пластичная в рисунке, она сразу, же приобрела своих почитателей и подражателей, самым известным из которых стал Тулуз-Лотрек.

Эдгар Дега «Скаковые лошади перед трибунами»
Эдгар Дега «Скаковые лошади перед трибунами» (1869-1872)

Дега был активным членом «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, графиков и пр.», постоянно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив лишь одну (в 1882 году). Критики упоминали его вместе с Моне, Ренуаром и Сислеем, но на самом деле в группе этих художников Эдгар Дега стоял особняком. Импрессионисты ставили во главу угла цвет, Дега — рисунок. И это противоречие не имело решения. Постепенно зревший конфликт привел, в конце концов, к расколу группы. К Дега присоединились художники более молодого поколения: Видаль, Кэссет, Руар, Тил-ло. В сущности, назвать Дега импрессионистом можно лишь очень условно, его творческие искания лежали за гранью этого направления — там, где позже зародится мощное течение постимпрессионизма.

Особенно ярко противостояние «рисовальщика» Дега «колористам» лагеря Моне отразилось в картине «Любители абсента» (1876).

«Всякое искусство есть умение жертвовать» (Э. Дега)

По лезвию ножа

Начиная с 1880-х годов Дега работал уже в совершенно самостоятельной манере, отдавая предпочтение пастели и темпере. Собственно традиции в этой технике не существовало, и художник смело экспериментировал: делал растушевку при помощи щетки, воды и собственных пальцев, добиваясь незаметных, плавных переходов текстуры и цвета.

Картины он писал сериями. В серии «В ателье модистки» он собрал картины, написанные после походов с дамами по шляпным магазинам. В этот период появились первые работы из серии «Обнаженные женщины за туалетом». Техника пастели позволяла живописцу добиваться желаемого эффекта минимальными средствами.

Эдгар Дега «Мытьё»
Эдгар Дега «Мытьё» (1886)

Как и многие художники того времени, Дега увлекся японской гравюрой, столь полно отражающей его художественный идеал — отсутствие глубокой перспективы, ограниченность в цвете, выверенную точность и пластичность контура. С другой стороны, он не упускал из виду и новаторский вид искусства — фотографию, у которой заимствовал неожиданные ракурсы и непривычные, словно случайно обрезанные по краям композиции.

Серия «Обнаженные за туалетом» просто шокировала современников художника. Изображение натурщиц в такой реалистичной манере, без всякой идеализации и прикрас, сочли вульгарностью. Но Дега был непреклонен: его задачей было передать движение, а рисуя специально позирующую женщину, сделать это невозможно.

Еще одной довольно обширной серией стали изображения конных скачек. Здесь художник искал все того же — движения, тонкой грани баланса, жизни в линии.

Однако любимой темой для Дега оставались театр и танец, особенно балет. Он почти не делал зарисовок с натуры, в балетных залах Дега наблюдал. Все свои впечатления он переносил на полотно уже в мастерской, по памяти, и считал такой метод единственно возможным: на картину должно попадать только то, что удержано памятью и осмыслено.

Легкость картин Дега — это легкость полета балерины во время спектакля. За этими отточенными, полными вдохновения движениями стоят часы и дни монотонного тяжелого труда, которого зритель никогда не увидит и не почувствует. Одним из главных шедевров Дега признана картина «Голубые танцовщицы» (1899). Признайтесь, вам казалось, что эти девушки танцуют? На самом деле они просто поправляют костюмы перед выходом на сцену. Но композиция выстроена так, что всё — руки, плечи, шеи танцовщиц — складывается в своеобразный танец. Удивительно и прекрасно!

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» (1899)
В течение последних 20 лет Эдгар Дега, как и его соратник-импрессионист Клод Моне, страдал прогрессирующим заболеванием глаз. Из-за болезни он видел цвета не такими, какими они были в реальности. Этим объясняется изменение цветовой гаммы у обоих художников в конце жизни

Смерть до смерти

Дега заслужил славу мизантропа, едкого в суждениях и высказываниях. Но люди, знавшие художника ближе, писали в мемуарах, что мастер искал уединения, сознательно отгораживаясь от людей, чтобы иметь возможность творить. Дега не переносил шума и суеты.

Постепенно в его картинах стала появляться подчеркнутая декоративность: отсутствие деталей, жирные линии, яркие открытые цвета — пурпур, розовый, зеленый. Скорее всего, так сказывалась болезнь глаз, быстро прогрессировавшая у художника. Все чаще он обращался не к живописи, а к скульптуре, обучаясь, по собственным словам, «ремеслу слепого». К 1890 году Дега почти окончательно утратил зрение. И раньше замкнутый, он стал совершенно отчужденным. Последние годы жизни слепой Дега провел, погрузившись в мрачную тьму не только глазами, но и душой. Практически в полном одиночестве доживал свои дни признанный художник, имевший к тому времени множество поклонников.

Творческое наследие великого Эдгара Дега огромно и неоценимо.

«Нет искусства менее спонтанного, чем у меня. Что я делаю, это результат размышлений и изучения великих мастеров» (Э. Дега)



Поделиться ссылкой