Эдгар Дега: Мастер случайного взгляда

На протяжении всей своей творческой биографии Эдгар Дега стремился в своих картинах создать иллюзию неожиданности увиденного, внезапности произошедшего, застигнутого врасплох события или персонажа. Причем создание этой иллюзии занимало много времени и усилий, для этого требовался весь талант и профессионализм Дега, и в результате, он, как правило, добивался своего: его выстроенные и продуманные произведения выглядят как спонтанно зафиксированные по мгновенным впечатлениям фрагменты из балетной или ипподромной, театрально-цирковой, шляпно-магазинной, кафешантанной или банно-прачечной жизни. В аристократической образованной семье банкира де Га, отца Эдгара, все интересовались искусством, поэтому увлечение сына живописью было поддержано. Молодой человек обучался в Школе изящных искусств и совершал походы в Лувр и поездки в Италию, где пристально изучал секреты старых мастеров. Дега, поклонника Энгра и великих корифеев Ренессанса, привлекали сложные задачи в искусстве, например, передать в живописи все тонкости сиюминутных движений и характерных жестов, рваного ритма, ломкой пластики, непредсказуемой динамики человеческих фигур, это стало главной темой угрюмого одиночки с колючим характером и самого необычного импрессиониста.

Э. Дега. Семья Беллели. 1862
Э. Дега. Семья Беллели. 1862. Дега начал писать эту картину в 1858 г., когда находился в гостях у своей тетушки во Флоренции. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант дорабатывал уже после возвращения в Париж довольно продолжительное время. Это самое масштабное полотно в творчестве молодого Дега, фигуры представлены в полный рост на фоне интерьера
Э. Дега. Джованна и Джулия Беллели. 1866
Э. Дега. Джованна и Джулия Беллели. 1866. Через несколько лет Дега еще раз написал своих повзрослевших кузин, разместив их рядом, но снова развернув их в разные стороны, подчеркнув тем самым сложный характер их отношений. Они самые близкие друг другу люди, но очень разных темпераментов
Э. Дега. Автопортрет. 1855
Э. Дега. Автопортрет. 1855. На склоне лет сам мастер отвечал на вопросы о своем методе работы: «На самом деле все, что я создал, результат постоянных размышлений»
Э. Дега. Голова молодой женщины. 1867
Э. Дега. Голова молодой женщины. 1867
Э. Дега. Мадам Вальпинсон с хризантемами. 1865
Э. Дега. Мадам Вальпинсон с хризантемами. 1865. На портрете представлена супруга школьного товарища Дега — баронесса Маргарет Вальпинсон, она задумчива и грустна, ее настроение находится в явном диссонансе с нарядной яркостью натюрморта, этот прием позволяет усугубить психологическую характеристику героини. Изображение женщины с букетом позволяет поразмыслить о сути предметов, мы подхватываем созерцательное состояние духа героини и неторопливо следим глазами за подробно выписанными цветами, наслаждаясь их колористическим разнообразием

Знакомство в 1860-х гг. с картинами Эдуара Мане многое меняет в установках молодого Дега, он расстается с юношеской мечтой стать историческим живописцем. Однако от увлечения своих друзей по «батиньольской группе» пленэром он был далек, пейзажный жанр никогда его не привлекал. В нем проснулся интерес к городской повседневности и современникам, которых он сначала хотел запечатлеть в портретах. Начал портретист Дега с изображений членов своей семьи, это вполне классические, в духе энгровской традиции, мастерски выполненные портреты. Среди ранних работ Дега наиболее интересным надо признать групповой портрет семьи Беллели, на котором изображены его родственники — сестра его отца Лаура с супругом бароном Дженнаро Беллелли и двумя дочерями.

«Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределенности, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно». Эдгар Дега

Семья Беллели изображена в полном согласии с его принципом писать «портреты людей в естественных и типичных позах, предоставляя им полную свободу как в выражении лица, так и в положении тела». Этот принцип позволил автору объемнее показать характеры героев, их отношения внутри семьи. В сравнении с типичными семейными портретами здесь режет глаз разобщенность супругов, каждый из которых занял свою сторону в картине. Притягивает взоры величественная фигура Лауры, гордой и сдержанной, но не очень счастливой. Глава семейства, что было неожиданным для современников, сидит в кресле спиной к зрителям, которые могут видеть лишь его профиль и руку. Но это продуманный ход Дега, он изобразил типичную картину из семейной жизни Беллели, и у нас создается ощущение, что у барона своя жизнь, и супругов связывает лишь долг перед детьми. Дочери 7 и 9 лет находятся на первом плане и являются главным эмоциональным акцентом картины. Старшая, Джованна, ближе по характеру к матери, она сосредоточена и серьезна. Младшая, Джулия, более взволнована, она сидит на краешке стула, левая нога скрыта — прием мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Острота композиционного мышления позволяет Дега создавать неординарные портреты, которые не имеют аналогов в мировом искусстве. В 1865 г. Дега написал удивительный женский портрет «Мадам Вальпинсон с хризантемами», который многие считают натюрмортом, так как большая часть картины отдана притягивающему наши взгляды фантастической красоты букету хризантем. Столь необычное решение говорит о том, что художник в эти годы шлифует свой талант и вместе с тем продолжает экспериментировать с диагональным построением, подбором ракурса, а также добивается более выразительных эффектов. В 1868 г. Дега портретирует своего друга художника Джеймса Тиссо, видимо, под впечатлением от увиденного портрета Золя кисти Мане.

Э. Дега. Портрет Джеймса Тиссо. 1868
Э. Дега. Портрет Джеймса Тиссо. 1868. Эта постановочный портрет художника в мастерской с картинами на стенах, холстами, мольбертам, что напоминает о работе Мане, также заполненной характерными «профессиональными» предметами. Но в отличие от старшего товарища Дега неожиданно разворачивает фигуру персонажа, который открыт общению, его более вальяжная поза, трость и цилиндр подчеркивают кратковременность нашего общения, вскоре он покинет мастерскую. Так и Дега уходит от традиционного портрета, постоянно стремясь к новому и неизведанному
Э. Дега. Прачки гладят. (Две гладильщицы). 1884
Э. Дега. Прачки гладят. (Две гладильщицы). 1884. Самой известной картиной из жизни прачек стала работа «Две гладильщицы», в которой одна работница безысходно поглощена своим трудом, склонившись над утюгом, мы не видим ее лица. Вторая гладильщица сделала перерыв, в ее руке бутылка, жест второй руки необычайно выразителен — она потягивается, разминая затекшую шею, ее лицо искажено гримасой — от усталости она зевает. После небольшого отдыха она снова примется за работу, такую же, которую делает соседка, две женщины иллюстрируют разные стадии одного действия. Этот образ настолько убедителен, что способен быть олицетворением понятия — тяжелый однообразный труд
Э. Дега. Гладильщица. 1869
Э. Дега. Гладильщица. 1869. Дега в серии «Гладильщиц» безжалостно правдив и остро наблюдателен, он подмечает не только положение тел, но умеет передать напряжение уставших мышц, он ловит не только жесты, но и мимику своих героинь
Э. Дега. У модистки. 1881
Э. Дега. У модистки. 1881. Большая часть полотен «шляпной» серии выполнены в начале 1880-х гг. в технике пастели, которую художник очень любил и достиг в ней недосягаемых высот мастерства
Э. Дега. У модистки. 1885
Э. Дега. У модистки. 1885. В «шляпной» серии Дега более внимателен к фактурам тканей, декору шляп, формам и цветам предметов, что отвечает специфике самой темы

Выросшее портретное мастерство Дега может блеснуть в самых простых и лаконичных вещах, когда ему не надо прибегать к дополнительным ухищрениям. Он пишет небольшой портрет неизвестной нам модели, просто приблизив ее лицо и внимательно в него всмотревшись. Здесь нет характерных или явных композиционных приемов, есть выразительное лицо, тонкая игра света, и в результате — читается целая гамма эмоциональных полутонов и нюансов, за которыми скрыта интересная личность и сложный характер.

Изучение проблем движения привело пытливого художника к изображению скачек, еще в юности он любовался бегом лошадей, приезжая в гости к Вальпинсону, который жил по соседству с ипподромом. В 1857 г., во время грандиозной перестройки Парижа под руководством барона Османа, в Булонском открылся первый ипподром, который получил название «Лоншан». Скачки, наравне с парусным спортом, стали модной страстью французов, которые проводили на ипподроме все свободное время.

Э. Дега. Жокеи перед трибунами. 1872
Э. Дега. Жокеи перед трибунами. 1872. Так, на одном из первых произведений из «скакового» цикла «Жокеи перед трибунами» мастер изобразил момент, предшествующий гонке, когда публике только показывают лошадей, принимающих участие в скачках. Художник мастерски компонует картину, добиваясь иллюзии спокойствия и уравновешенности, когда все страсти и волнения кипят внутри, и только контрастный ритм теней и силуэтов выдает напряженный характер сцены
Э. Дега. Фальстарт. 1870
Э. Дега. Фальстарт. 1870. Эдгара Дега восхищается царящей в Лоншане атмосферой, которая наполнена нервами и страстями, напряжением, накалом, а главное, конный спорт — это квинтэссенция движения, в динамике находятся зрители, всадники и, конечно, лошади
Э. Мане. Скачки в Булонском лесу. 1872
Э. Мане. Скачки в Булонском лесу. 1872. Казалось бы, такая благодарная тема — скачки, сколько эффектных «кадров» в духе «Скачек в Эпсоме» можно ухватить, как это сделал Мане в своих «Скачках» 1872 г.
Э. Дега. Жокей в синем на гнедом коне. 1889
Э. Дега. Жокей в синем на гнедом коне. 1889. В скаковой серии намечается интересная тенденция, характерная в дальнейшем для большинства его вещей, изображения жокеев, слитых с конями воедино, лишены индивидуальности, все всадники показаны как безликие силуэты — для автора это только объект наблюдения. Такой подход Дега сближает его с Клодом Моне, для которого безликие фигурки тоже были только частью пейзажа
Э. Дега. Перед скачками. 1882
Э. Дега. Перед скачками. 1882. В этой картине Дега более сосредоточен на персонажах, такого развернутого пейзажного фона здесь нет, но есть живописная световоздушная среда, люди и лошади, небеса, окрестные просторы написаны свободно, живописно, яркими пятнами смотрятся на фоне охристых красок осенней травы куртки всадников
Э. Дега. Песня собаки. 1876-1877
Э. Дега. Песня собаки. 1876-1877. Сначала в 1876 г. была написана «Певица, исполняющая песенку собаки». Искусственное освещение сцены давало возможность Дега сгущать краски, делать острыми столкновения цветов, контрастнее выделять силуэты персонажей на темном фоне. Автор утрирует черты лица певицы и особенно подчеркивает пластику рук, создавая забавный, врезающийся в память, и в то же время одинокий на фоне толпы образ
Э. Дега. Певица в зеленом. 1884
Э. Дега. Певица в зеленом. 1884. Заостренные ключицы, робкий жест, поправляющий платье, скованная поза — все говорит о несоответствии образа хрупкой дебютантки и ее наряда, и того места, где она вынуждена находиться. И голос у этой барышни, скорее всего, будет дрожать от волнения в отличие от ее более опытной коллеги в перчатке

Скачки стали вызовом для извечного стремления Дега — запечатлеть движение, изучить его механизм, поймать промежуточные, неуловимые, неуклюжие и неожиданные моменты, из которых оно складывается. Силуэты жокеев и особенно лошадей с длинными переплетенными ногами, то элегантно вытянутые, то ломкие как зигзаги молнии, то резко согнувшиеся, то уставшие и поникшие, то встревоженные и нервные, — мы следим за ними, не отрываясь. Нет, Дега не ищет выигрышных путей, он почти никогда не обращался непосредственно к самим бегам, где возбуждение трибун, скорость, полет гарантируют успех. С репортерской точностью художник часто изображал эпизоды, предшествующие началу состязаний, когда жокеи только готовятся к выступлению, или, наоборот, завершение соревнований, где динамика внешняя сплетена с внутренним волнением людей и животных. Следующей страницей в изучении разновидностей движений и жестов становятся несколько работ с изображением прачек за стиркой и глажкой белья. Показать женщин, занятых тяжелым физическим трудом, далеких от идеального образа, традиционного для живописи тех лет, это был смелый ход. Еще за одной темой Дега обратился в модные магазины и шляпные мастерские, где он оказался, сопровождая своих знакомых дам, и отметил особый колорит удивительного мира «дамского счастья».

В технике пастели Дега пишет и свои работы, посвященные певицам кафешантан, этих уличных кафе, очень популярных в Париже тех лет. Атмосфера этих заведений была грубовато откровенной, публика весьма разномастной, а артисты и певицы отличались колоритными нравами и характерной внешностью. В «кафешантанной» серии работ Дега очень смело выстраивает композиции, сдвигая планы, лишая их глубины, работая плоскостными силуэтами. Ярким примером может служить картина «В кафе Амбассадор», состоящая из двух планов — двух миров — интенсивно освещенного искусственного мира сцены с яркими пятнами фонарей и костюмов артисток и обычного мира зрительного зала с темными силуэтами головных уборов зрителей.

Э. Дега. Певица с перчаткой. 1878
Э. Дега. Певица с перчаткой. 1878. В следующем произведении «Певица с перчаткой» художник пытается поймать не просто миг из жизни артиста, но изобразить голос, его звучание. Удивительный даже для Дега жест руки в черной перчатке передает нам почти физическое ощущения напряжение связок актрисы, которая берет высокую ноту, от усилий ее лицо исказилось, и автор фиксирует это с помощью тончайшего флера расплывающейся живописи
Э. Дега. Кафешантан Амбассадор. 1877
Э. Дега. Кафешантан Амбассадор. 1877. Наше внимание автор акцентирует на певице в красном платье, которая показана в момент горячего спора со зрителями, ее поза энергична, ее жесты темпераментны. Получилась характерная сцена современной жизни ночного Парижа, полная накала страстей и внутреннего драматизма, которого нет, например, в «Певице» Э. Мане, который строит композицию более традиционно, он наблюдает со стороны, не нагнетая эмоций
Э. Мане. Певица в кафешантане. 1879
Э. Мане. Певица в кафешантане. 1879
Э. Дега. Музыканты в оркестре. 1870
Э. Дега. Музыканты в оркестре. 1870. Увиденные сцены во время спектаклей превращались под рукой Дега в необычные кадры, где мы наблюдаем за игрой оркестра и происходящем на сцене, переводя взгляд с одного плана на другой, отталкиваясь от глухих черных осязаемых силуэтов музыкантов и взлетая к иллюзорным очертаниям розовых балерин в призрачных декорациях
Э. Дега. Танцевальный класс. 1873
Э. Дега. Танцевальный класс. 1873. В этой работе усложняет композицию с помощью винтовой лестницы, по которой стремительно спускаются невидимые нам фигурки, видно только мелькание ножек. Это задает пульсирующий ритм картине: силуэты ног, линии ступеней и перил, взметнувшиеся руки танцовщиц и... пауза, далее балерины дальнего плана у станка. В противовес на первом плане очень живописно расположилась группа отдыхающих героинь, которые погружены в свою жизнь, не замечая нашего присутствия: поправляют корсажи, перевязывают ленты на туфлях, массируют уставшие ступни
Э. Дега. Звезда балета. 1878
Э. Дега. Звезда балета. 1878. Предметом своей живописи скептик Дега сделал не балет как искусство, а балет как профессию, каждодневный изнурительный труд, а также балет как повседневную реальность с ее смешными, нелепыми, грубыми, скучными сторонами, где есть только краткое мгновение славы или триумфа
Э. Дега. Танцовщицы в розовом. 1885
Э. Дега. Танцовщицы в розовом. 1885. Изображая балерин на сцене, Дега меняет цветовую гамму, их воздушные пачки становятся зелеными, желтыми, розовыми, голубыми — автор представляет нам придуманный мир в искусственном свете с интенсивными красками
Э. Дега. Две танцовщицы. 1899
Э. Дега. Две танцовщицы. 1899. Поздняя работа, более яркая и обобщенная, выполнена в технике бархатистой пастели, которую Дега также усовершенствовал, он изобрел разные способы ее закрепления, а также — различные смешанные техники, дающие матовую поверхность, которые затем стали использовать очень многие мастера начала XX в.
Э. Дега. Танцевальный класс. Около 1870
Э. Дега. Танцевальный класс. Около 1870. В полотнах Дега с репетициями особое место занимает вдруг возникшее пустое пространство между балеринами и танцмейстером или музыкантами, такие композиционные паузы создают нервное напряжение, царящее на репетиции в отношениях между персонажами. От созерцания композиции в целом наш взгляд начинает рассматривать каждую героиню — вот одна танцовщица выгибает спину, а вот другая головой уткнулась в стену, не в силах стоять прямо

Погружаясь в мир скачек, цирка или кабаре Дега интересуется не столько зрелищной праздничной стороной, обращенной к зрителю, его интересуют те каждодневные повторяющиеся, часто монотонные, тяжелые действия, которые составляют основу профессиональной деятельности жокеев, артистов, певиц или танцовщиц балета. Балерины особенно привлекли внимание художника — именно в балете он нашел наибольшее многообразие движений, фактур, освещения, а главное — в балете художник видел столкновение двух реальностей — сценической и бытовой. Пожалуй, нигде больше эти реальности не были так близки друг от друга, и для Дега тема возникновения чуда из «сора» стала предметом исследования на долгие годы. В мировой живописи никто не создал изображений балерин больше, чем Эдгар Дега, у многих он ассоциируется именно с балетом, который стал визитной карточкой художника. Хотя балет у Дега странный, мы почти его не видим, только в редких работах из оркестровой ямы или из-за кулис, не балет, а балерины — главная тема живописца, это существенное уточнение делает балетный цикл Дега уникальным явлением в искусстве. Сам художник был настоящим балетоманом, в течение двадцати лет он был завсегдатаем Парижской Оперы, он прекрасно разбирался в тонкостях хореографии, знал основные партии и даже мог их «показать» своим друзьям, когда заходила речь о танцовщиках или спектаклях. В своих первых соприкосновениях с миром балета художника привлекли сцены репетиций, в начале 1870-х гг. он пишет несколько вариантов «Репетиций на сцене» и «Танцевальных классов», где упорно занимается композиционными поисками. Он меняет ракурсы, освещение, по-разному группирует персонажей, размещает или убирает зеркала, оставаясь всегда тонким наблюдателем, иногда ироничным наблюдателем. Балетная серия Дега длилась несколько лет, в течение которых менялась и техника автора, и его манера.




Поделиться ссылкой