Европейский авангард и футуризм

«Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землей, по ее орбите.»
Филиппо Маринетти, «Манифест футуризма»

Начнем с того, что общего, единственно верного мнения о том, как соотносятся друг с другом термины «модернизм» и «авангард», нет до сих пор. Кто-то утверждает, что модернизм — это просто более ранняя стадия авангарда, и предлагает условно считать водоразделом между ними первые годы XX столетия. Но в этом случае сразу несколько направлений в изобразительном искусстве — например кубизм — можно отнести как к модернистским, так и к авангардистским. Кто-то утверждает, что между этими понятиями вообще нет никакой разницы и они вполне могут заменять друг друга. И в самом деле, в некоторых книгах по искусствоведению вообще всю первую половину XX века называют как эпохой модернизма, так и эпохой авангарда. Кстати, термин «авангард» происходит от французского «avant-garde», то есть «передовой отряд». Художники-авангардисты считали себя новаторами, первопроходцами в нелегком деле реформирования искусства! Но ведь о том же самом заявляли и модернисты... Так есть ли разница?

Филиппо Маринетти
Филиппо Маринетти, родоначальник итальянского футуризма

Популярна точка зрения, согласно которой авангард в искусстве является наследником модернизма. То есть хронологически в конце XIX и самом начале XX века в искусстве активно проявляют себя художники-модернисты. Они с удовольствием экспериментируют со стилями и техниками, призывают отказаться от «устаревших», «неинтересных», как им казалось, приемов и правил. Импрессионисты, символисты, фовисты считали: при помощи искусства можно воздействовать на общественное сознание! И оказались правы: постепенно почтенная публика признала, например, что картина вовсе не обязана копировать окружающее, что другие способы представления реальности тоже имеют право на существование! Но при всей своей самобытности модернисты не шли дальше «революции внутри искусства».

Авангардисты же, активно заявившие о себе в период революций начала XX столетия, не ограничились холстами, рукописями и театральными подмостками. Они уверяли: при помощи искусства можно не только воздействовать на умы, но и перестраивать общество! Поэтому представители искусства авангарда зачастую применяли на практике свои идеи о полном разрушении старых традиций и насаждении новых. Радикалы-авангардисты не предлагали обновить приемы или пересмотреть традиции в изобразительном искусстве, они желали создать искусство полностью новое: например, на волне революционных потрясений, в которых они с большим удовольствием принимали участие. Многие представители авангарда были активными участниками политических партий: социалистических, коммунистических. Хотя, казалось бы, людям искусства тяга к политике никогда не была свойственна.

Таким образом, можно сказать, что отличие авангарда от модернизма — в основном в степени вовлеченности в общественную жизнь, в желании построить «новый мир». Но тогда возникает очередной вопрос. Куда отнести, например, сюрреализм — к модернизму или к авангарду, если среди художников-сюрреалистов были как члены радикальных политических партий, так и вполне мирные обыватели?

Поэтому вспомним то, о чем говорили недавно: модернизм — это просто предтеча авангарда; он наиболее ярко проявил себя в конце XIX — начале XX века. К авангарду же в широком смысле можно отнести все экспериментальные, новаторские течения в искусстве начиная с первых годов XX столетия, независимо от политических убеждений художников. Правда, в этом случае по-прежнему возникает путаница относительно «пограничных» направлений — фовизма, кубизма... Но успокоим себя тем, что даже среди маститых искусствоведов нет единства во мнениях по этому поводу! И чтобы избежать дискуссий, зачастую к авангарду относят вообще все эксперименты в искусстве — от начала XX века до Второй мировой войны.

Италия. Рождение футуризма

Интереснейшим явлением в искусстве авангарда стал футуризм (от лат. futurum — будущее): термин появился на свет благодаря итальянскому поэту Филиппо Маринетти (1876-1944). Вдохновленные достижениями технического прогресса, политическими катаклизмами и революциями, футуристы заявляли: ни прошлое, ни настоящее не стоят того, чтобы о них думать и чтобы их ценить. Только будущее должно быть объектом интереса, только оно заслуживает приложения всех наших сил! Маринетти и его единомышленники — писатели и художники Луиджи Руссоло (1885-1947), Карло Карра (18811966), Умберто Боччони (1882-1916), Джино Северини (1883-1966) — воспевали революцию и войну как способ переустройства мира, призывали восхищаться красотой машин и двигателей, заявляли, что автомобиль или заводская печь неизмеримо прекраснее, нежели лицо любимой женщины или вид играющего ребенка.

В «Манифесте футуризма», опубликованном в 1909 году, Маринетти писал: «Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром. (...) Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера».

Умберто Боччони. Три женщины
За плечами многих футуристов были вполне традиционные художественные школы и стили. Умберто Боччони. Три женщины (1910)

Футуристы отрицали буквально все: правила грамматики, основы стихосложения, законы гармонии и цвета в живописи. Они старались изобрести новый язык — используя самостоятельно придуманные слова, сочетая слоги и звуки, применяя нецензурную лексику и узкоспециальный жаргон. Они декларировали новое искусство, основанное на слиянии жанров и видов: многие футуристы пробовали себя не только в живописи, но и в архитектуре, дизайне, инженерном деле. Их выступления и выставки неизменно вызывали скандал. Но тем не менее в рамках футуризма появилось на свет множество интересных произведений.

В изобразительном искусстве футуристов можно найти много общего с фовистами (чистые яркие цвета, экспрессия, агрессивность формы) и кубистами (пристрастие к геометричности, четкости линий). Часто движение на картине передавалось при помощи изображения его последовательных фаз, представляя собой нечто вроде раскадровки. Для футуристической живописи характерны также попытки передать на полотне звук — казалось бы, недостижимая задача. Но при помощи четкого ритма линий, определенных сочетаний энергичных цветов художники добивались того, что картины с названиями «Музыка» (Луиджи Руссоло), «Смех» (Умберто Боччони) действительно кажутся звучащими!

Закат и возрождение футуризма

В 1912 году в Париже прошла первая выставка художников-футуристов. Главными «персонажами» картин были самолеты, поезда, теплоходы, заводская техника... Выставка закономерно приобрела скандальный душок — не в последнюю очередь благодаря таким высказываниям Маринетти со товарищи, как, например, «Новое искусство может быть только насилием.» Итальянский футуризм нашел активных последователей в России — видимо, потому, что у нас на Родине тогда назревала революционная ситуация, и постулаты футуристов оказались как нельзя более кстати.

В декабре 1912 года в Москве вышли поэтический сборник и «Манифест», объединенные общим названием — «Пощечина общественному вкусу». Таким образом поэты Велимир Хлебников (1885-1922), Владимир Маяковский (1893-1930), Давид Бурлюк (18821967), Алексей Крученых (1886-1968) и другие решили заявить о необходимости сбросить «Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности...» Так же как и в Италии, в России футуристы заявляли: «Только мы — лицо нашего Времени!» В отличие от итальянского, русский футуризм был более литературным, нежели художественным явлением, и был менее «милитаристичен». Впрочем, русскому авангарду мы уделим особое внимание чуть позже.

Антонио Сант-Элиа. Электростанция (1914)
Антонио Сант-Элиа. Электростанция (1914)

В Европе же футуризм практически прекратил свое существование с началом Первой мировой войны. Отчасти потому, что многие представители этого художественного направления, вдохновленные собственными идеями «обновления общества войной», отправились на фронт и сгинули там. Те, кто уцелел, начали искать новые стили и направления. Но в целом футуризм оказал большое влияние на развитие искусства XX столетия, проявившись в дизайне, театральном деле, кинематографе.

Во второй половине XX века в Европе и Америке начало активно развиваться направление так называемого «неофутуризма», разрабатывавшего уже не способы «отказа от прошлого ради будущего», а идеи гармоничного (или не очень) сосуществования человека и природы, высоких технологий и древних традиций. В связи с ним можно назвать имена американца Ричарда Бакминстера Фуллера, чеха Яна Каплицкого, шведа Саймона Сталенхага.

«Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи,украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самоф-ракийской» (Филиппо Маринетти, «Манифест футуризма»)



Поделиться ссылкой