«Импрессионизм — это рождение света в живописи.»
Роберт Делоне
Вряд ли помимо импрессионизма было в истории живописи еще одно художественное направление, столь ограниченное по времени существования и при этом оказавшее столь значительное влияние на всех, кому выпало жить, созерцать и творить позже. От категорического неприятия до восхищения и поклонения — вот путь импрессионистов.
Век девятнадцатый принято называть веком прогресса, и неспроста. Очень многие из научных открытий тоже напрямую влияли на развитие живописи, хотя, на первый взгляд, не имели к искусству никакого отношения.
В 1839 году Луи Дагер изобрел фотографию. Казалось бы, это изобретение не означало для художников ничего хорошего — ведь кому, нужны, станут дорогостоящие портреты, для которых надо часами позировать, когда дагерротип делается во много раз быстрее и обходится куда дешевле? Но, как выяснилось, разные виды искусства не взаимозаменяемы. Напротив: художникам — что портретистам, что граверам — фотография подарила свободу от необходимости просто фиксировать реальные лица, места и события, с этим она успешно справлялась сама. Теперь на картинах можно было отображать не внешнее сходство, а внутреннее состояние — неважно, объекта изображения или самого творца!
В том же году химик Мишель Эжен Шеврёль, работая над красителями для тканей, сумел научно доказать, что три основных цвета: красный, желтый и синий — в разных пропорциях образуют все остальные цвета. Ученый составил цветовой круг, наглядно показывающий, как получаются различные оттенки. А если учесть, что примерно в то же время американец Огден Руд и немец Герман фон Гельмгольц сделали значительные открытия в области оптики, то художники получили обоснованную теорию смешения цветов, что не могло не сказаться на цветовых решениях картин.
Наконец еще один подарок живописцам сделал их собрат по профессии американец Джон Рэнд. В 1841 году он изобрел... оловянные тюбики для красок. Кому-то это может показаться смешным — ну что за изобретение! — но на деле для художников, выезжавших на пленэр, подготовка красок представляла собой настоящую проблему. Смешивать их приходилось заранее в мастерской, стеклянная тара для красок была хрупкой; попытки наливать краски в бурдючки, изготовленные из внутренностей животных, не увенчались успехом (пользоваться ими было неудобно). Да и много ли оттенков мог смешать живописец, собираясь на природу? Оловянные тюбики открывали просто ошеломительные возможности для работы на природе: теперь все многообразие цветов и оттенков помещалось в небольшой сумке.
«Вероятно, пройдут еще годы, прежде чем картины импрессионистов начнут пользоваться постоянным спросом» (Ван Гог)
Формирование взглядов на живопись, технику и манеру письма тех, кого позже назовут импрессионистами, пришлось на неспокойную эпоху. С одной стороны, признанными мастерами тогда уже были Энгр, Делакруа, Коро и Курбе, с другой — искусство ограничивали жесткие рамки академизма — стиля тяжеловесного, избыточно аллегоричного и крайне требовательного к формальной стороне.
Художникам с новыми взглядами было очень трудно пробиться. Единственный путь к признанию лежал тогда через Парижский салон. Жюри, отбиравшее для него картины, состояло из приверженцев того самого академического стиля. Все новое, необычное подвергалось остракизму и осмеянию. А не выставляясь в Салоне, нечего было и мечтать о заказах и заработках. Массовый отказ жюри сотням художников в 1863 году стал последним толчком, побудившим молодых талантливых живописцев объединиться и просить о разрешении провести неофициальную выставку, знаменитый Салон отверженных.
Практически все импрессионисты прошли художественное обучение, впитав лучшее из направлений того времени: классицизма, романтизма и реализма. И все они решили идти своим путем. Каких только оскорблений не пришлось им выслушивать! «Мятежники», «аморальные типы», «недобропорядочные граждане» — эти эпитеты постоянно мелькали в отзывах критиков и повторялись публикой.
Даже термин «импрессионизм» прижился с подачи критика Луи Леруа из юмористического журнала «Шари-вари». Называя художников импрессионистами (буквально «впечатлистами», по названию картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»), журналист хотел выразить насмешку и презрение — а подарил имя для истории.
Они не стремились отражать социальные конфликты, мерили мир не формой, а цветом, не считали себя низвергателями устоев, пытались открыть для человека всю полноту впечатлений, которые получает душа от мира. Демократичные в выборе тем и сюжетов, видевшие мир совершенно по-иному, работающие в абсолютно новой технике, импрессионисты совершили невиданный со времен эпохи Возрождения переворот в искусстве. И прав был Винсент Ван Гог, сказав, что импрессионизму сужден долгий век.
За время существования объединения импрессионистов они организовали восемь выставок в 1874, 1876, 1877, 1879—1882 и 1886 гг. Во всех выставках участвовал только Камиль Писсарро