Импрессионизм в живописи

Среди мастеров наиболее сильно испытавших влияние живописи Делакруа, Курбе и Домье, были в основном художники, которых в истории искусства связывают с направлением импрессионизма.

Собственно история импрессионизма охватывает всего 12 лет: с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886 г. Но предыстория этого направления в искусстве значительно длиннее. Ее истоки лежат в борьбе романтиков с академистами, в противостоянии Энгра и Делакруа, в исканиях барбизонцев, в реалистических полотнах Курбе и Домье. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Эдуара Мане. Менее всего желавший стать ниспровергателем основ официального искусства, следовавший классическим традициям, Мане вместе с тем не были принимаем публикой и критикой.

В «Олимпии» можно увидеть множество параллелей с картинами великих предшественников Мане, таких как «Венера Урбинская» Тициана и «Обнаженная маха» Гойи, и с темой одалисок в окружении темнокожих рабов, которую до него активно разрабатывал Энгр. Томная и соблазнительная Венера, какой ее было принято изображать в искусстве середины XIX в., у Мане превращается в проститутку, смотрящую на зрителя, как на клиента, оценивающим взглядом. Отказ художника от идеализированного и безличностного изображения обнаженной натуры, лежащего в основе академической традиции, вызвал всеобщее негодование. Критики называли Олимпию «монстром банальной любви» и «одалиской с желтым животом», заявляя об ее уродстве и немыслимой вульгарности. Общество оказалось не готово к столь прямому столкновению в искусстве с тем, к чему все давно привыкли в реальной жизни. Неслучайно именно общество, а не автор, наделило изображенную девушку именем Олимпия, которое в то время, после выхода в свет книги Александра Дюма «Дама с камелиями», по имени одной из героинь стало нарицательным для всех «дам полусвета». Мало кто из современников смог проследить тогда параллели между работой Мане и классическим искусством и увидеть в ней новое прочтение образа богини любви и красоты.

Эдуар Мане Завтрак на траве.1863
Эдуар Мане Завтрак на траве.1863. Громкими скандалами сопровождается появление «Завтрака на траве», картины, в которой Мане изображает в непривычной живописной манере одетых молодых людей и обнаженных женщин. Обращаясь к композиции «Сельского концерта» Джорджоне (илл. см. раздел «Живопись эпохи Возрождения»), он интересуется прежде всего проблемой солнечного света, световоздушной среды, в которой представлены как фигуры, так и предметы
Эдуар Мане Олимпия. 1865
Эдуар Мане Олимпия. 1865. Еще большее негодование вызвала «Олимпия» (Салон 1865) – изображение обнаженной женщины, возлежащей на ложе, которой темнокожая служанка приносит цветы,– современный парафраз «Венер» Джорджоне и Тициана (илл. см. раздел «Живопись эпохи Возрождения»). Но это не идеальный образ женской красоты, а современный портрет, имеющий при этом и морализаторский подтекст

Много связывало Мане с новой терденцией в живописи – импрессионизмом, особенно это заметно в его работах 1870-х гг. Он писал на пленэре, его картины этого времени – высветленная палитра («Аржантёй», 1874; «Берег Сены в Аржантёйе», 1874; «Партия в крокет», 1873; «В лодке», 1874). Изображенные им парижские улицы и бары, парижская толпа, современный ему городской пейзаж, портреты его друзей, парижская богема – вся современная ему жизнь понята и передана им во всем богатстве остро и точно схваченного движения и разнообразия случайностей, что, несомненно характерно для импрессионизма в целом («Нана», 1877).

Мане стал центральной фигурой всей прогрессивных художественных кругов Парижа. В 1867 г. он устроил собственную выставку. К нему присоединились такие молодые художники, как Фредерик Базиль, Камилль Писсарро, Поль Сезанн, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Берта Моризо. Единство этой группы художников было основано на их желании найти новые, свежие формы в области живописи, отойти от канонов, навязываемых официальным академическим искусством. Они должны были иметь большое мужество, чтобы заниматься творчеством без всякой надежды на успех, без каких-либо средств к существованию, поскольку их работы жюри не пропускало в Салон, а значит, не воспринимала всерьез и публика.

Эдуар Мане Бар в «Фоли-Бержер» 1881–1882
Эдуар Мане Бар в «Фоли-Бержер» 1881–1882. Наиболее «импрессионистическое» произведение Мане – Бар в «Фоли-Бержер». За спиной стоящей за прилавком девушки отражается в зеркале зал, наполненный людьми. Всю трепетность жизни, схваченной как бы в одно мгновение, художнику удается передать благодаря тому, что зритель видит зал как отражение в зеркале, что создает в картине ощущение зыбкости и мерцания, образ почти ирреального мира

Первая выставка, как и последующие, завершилась провалом. В будущем состав экспонентов немного менялся, но в него неизменно входили Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро, Моризо.

Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды – впечатление, прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре, а человек видит его всегда во всем сложном взаимодействии со световоздушной средой. Импрессионисты стали по-новому воспринимать дополнительные цвета – по принципу контраста. Так, известно, что неоимпрессионист Жорж Сёра писал прибрежный песок в тени ярко-синим цветом.

«Сюжет ради живописного тона, а не ради сюжета» – в этом видел Ренуар отличие импрессионистов от других художников.

Клод Моне. Впечатление Восход солнца. 1873
Клод Моне. Впечатление Восход солнца. 1873. В 1874 г. после очередного отказа Салона, художники решили устроить собственную выставку в фотографическом ателье Надара. С легкой руки критика Леруа, с издевкой воспользовавшегося названием одного из пейзажей Клода Моне – «Impression. Soleil levant» («Впечатление. Восход солнца») их окрестили импрессионистами
Камиль Писсарро Бульвар Монмартр в Париже. 1897
Камиль Писсарро Бульвар Монмартр в Париже. 1897. Исключительно в жанре пейзажа работает Камиль Писсарро (1830—1903). Париж и его окрестности под его кистью предстают то в лиловатых сумерках, то в тумане серого утра, то в синеве зимнего дня («Бульвар Монмартр в Париже»). Еще более лиричны и тонки по настроению пейзажи Иль де Франса в творчестве Альфреда Сислея (1839– 1899); «Маленькая площадь в Аржантёйе» (1872)

Основная идея импрессионизма – передача естественной световоздушной среды в наиболее полной мере воплотилась в произведениях Клода Моне (1840–1926). Моне мог десятки раз писать один и тот же мотив, поскольку его интересовали эффекты освещения различного времени суток или разных времен года в сочетании с изображаемым предметом. Так появляются его знаменитые серии «Стога» и «Руанский собор». Он был первым, кто перестал использовать в своей палитре черный цвет, считая, что в чистом виде он в природе не существует. Характерная живописная манера Моне – это работа легкими, маленькими и разными по форме мазками чистых цветов, только на расстоянии складывающихся в цельный образ.

Также как и большинство импрессионистов работал в жанре пейзажа Огюст Ренуар (1841—1919), однако он всегда отдавал предпочтение изображению в нем фигур. Любимыми моделями Ренуара были дети и молодые женщины. «Сюжеты самые простые, – говорил он, – самые вечные». В его живописной технике также есть своеобразие: он активно использует лессировки. В ранней молодости Ренуар расписывал веера, шторы, был живописцем на фарфоровой фабрике и навсегда сохранил некоторую «текучесть» мазка. Его образы построены на гармонии чистых, мажорных, радостных, красочных сочетаний («Качели», 1876, «Молодой солдат», около 1880; «Бал в Буживале», 1883). В них нет психологической глубины, человек воспринимается художником как часть природы («Мадам Моне», 1872; «Девушка с веером», около 1881, портрет актрисы Комеди-Франсез Жанны Самари, 1877). Изображаемые Ренуаром женщины часто похожи друг на друга: у них свежая матовая кожа, розовые щеки, блестящие влажные глаза, легкие волосы с непокорной челкой над низким лбом, пухлые красные губы. Их очарование – в едва уловимых, зыбких оттенках настроения («Завтрак гребцов», 1881).

Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876
Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876. Картины этого мастера производят впечатление выполненных необычайно легко и быстро, но в действительности его композиции всегда тщательно обдуманы, в них чаще всего нет элемента случайности, который так характерен для импрессионизма в целом («Бал в Мулен де ла Галетт», 1876; «Зонтики», 1879)
Огюст Ренуар Танец в деревне. 1883
Огюст Ренуар Танец в деревне. 1883

Эдгар Дега (1834—1917), имя которого часто упоминается в связи с импрессионизмом, по сути, импрессионистом не был, но нередко принимал участие в выставках вместе с художниками этого направления. Он не раз высказывался против них, не одобряя, в частности, их работу на плэнере и говоря о том, что он не понимает, как можно изобразить впечатление. Дега никогда не обращался к пейзажу, что отличает его от многих импрессионистов, поскольку именно в области пейзажа и возник этот художественный метод. Нет в его картинах и той трепетной воздушной дымки, окутывающей предметы, которая присутствует обычно во всех чисто импрессионистских произведениях. Дега получил художественное образование, прочно связанное с академической школой. Отсюда его следование канонам классического рисунка в трактовке человеческой фигуры и поклонение до конца жизни таким мастерам, как Энгр и Пуссен. Но в тоже время тематика картин Дега типична для импрессионистов – это изображение будней театра, в основном балета, скачек, женщин за туалетом, сцен труда – прачек, гладильщиц, модисток. (см. раздел «Жанры в живописи»). В свои произведения Дега вносит остроту ироничного, даже саркастического ума, его картины овеяны грустным настроением. Его герои кажутся усталыми, они отчуждены друг от друга и бесконечно одиноки («Урок танцев», 1874; «Проездка скаковых лошадей», 1880; «У фотографа»; «Танцовщицы на репетиции», 1875; «Голубые танцовщицы», 1897; «Гладильщицы», 1882; «Прачки», 1876–1878, «Абсент», 1876). Но сцены Дега полны острого ощущения современности.

Он порицал импрессионистов за принцип мимолетности, за то, что они стремились фиксировать увиденное, ничего не отбрасывая и не добавляя. Дега же старался схватить и запомнить своим острым «внутренним взором» характерное и выразительное и передать потом в своих работах самое главное, отбросив все случайное. Особой выразительностью обладает и колорит произведений Дега, достигающий пронзительной звучности.

Эдгар Дега Балетный класс 1873–1875
Эдгар Дега Балетный класс 1873–1875. Темой балета Дега увлекся в 1870-е гг. Французский поэт Поль Валери назвал его «живописцем танцовщиц». Обычно Дега изображает своих героинь на репетиции, за туалетом, отдыхающими. Неповторимый мастер выразительного движения, художник каждый раз с необыкновенной зоркостью отмечает в их жестах то, чего обычно не видет зритель: усталость, угловатость, изнурительный характер их труда. Балет Дега – это театр вне иллюзий, он показывает не праздничную феерию сцены, а словно заглядывает за кулисы

Пуантилизм

Импрессионистический метод был доведен до своего логического конца в творчестве таких художников, как Жорж Сёра (1859– 1891) и Поль Синьяк (1863–1935). Они пытались создать научную теорию цвета, приложить к искусству научные открытия в области оптики, составляли диаграммы на основе соотношения основных и дополнительных тонов, стараясь раздельными укороченными мазками чистых цветов спектра, доведенными до яркой и чистой по цвету точки, никоим образом не смешанными на палитре, передать сложную световоздушную среду. Отсюда и название этого последнего этапа импрессионизма – неоимпрессионизм, или дивизионизм (от слова division – разделение), или пуантилизм (от франц. Point – точка). Общий принцип этого направления заключался в строгой регуляции точек, из которых иллюзия предметной формы создается лишь на расстоянии, в расчете на восприятие человеческого глаза. Хотя в композициях Сёра есть четкость и завершенность структуры, как, например, в его картине «Воскресный день на острове Гран-Жатт» (1884–1886), отличающие его от импрессионистической этюдности, желание синтезировать пейзаж, а не мгновенно зафиксировать нечто увиденное, в них в тоже время присутствует и близкое импрессионизму ощущение света.

Поль Синьяк. Порт на закате. 1892
Поль Синьяк. Порт на закате. 1892
Жорж Сёра. Воскресный день на острове Гран Жатт. 1884–1886
Жорж Сёра. Воскресный день на острове Гран Жатт. 1884–1886. На первый взгляд, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», кажется обычным изображением людей, наслаждающихся теплым солнечным днем в прекрасном парке. Но, если присмотреться к этой картине, то обнаружится ряд интересных фактов. Картина состоит из миллионов точек. Создав подобное полотно, Сёра стал отцом пуантилизма и нео-импрессионизма. Тем не менее, он сам предпочитал называть свою технику «хромосодержащим люминаризмом» – термином, который казался художнику более подходящим для акцентирования внимания на игре света и цветовой гамме. Начиналась работа над этим шедевром пуантилизма в 1884 г. с серии из 60 эскизов, которые были сделаны Сёра в парижском парке. Затем он начал рисовать саму картину с помощью небольших горизонтальных мазков. После этого художник до весны 1886 г. завершал свое творение путем нанесения краски крошечными точками



Поделиться ссылкой